В рамках нового предмета расскажут об истории России и о том, какие вызовы сегодня стоят перед страной. Курс предназначен для студентов первых курсов бакалавриата и специалитета, изучающих как гуманитарные, так и технические дисциплины. О чем именно нужно рассказывать на занятиях, уже расписали в Минобрнауки. Концепция соответствующего учебного модуля опубликована на сайте Федеральных государственных образовательных стандартов. Готовы ли к введению нового предмета институты и университеты, выяснила «Парламентская газета».
Сформировать личность за 72 часа
Как отмечается в пояснении к документу, новый модуль подготовили во исполнение поручения президента от 29 января 2023 года.
Главная цель — «формирование у обучающихся системы знаний, навыков и компетенций, а также ценностей, правил и норм поведения, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу, развитием чувства патриотизма и гражданственности, формированием духовно-нравственного и культурного фундамента личности», отмечается в документе.
При этом, как отметила зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская, задача курса состоит не в создании новой идеологии, а в формировании модели системы мировоззрения, где Российское государство воспринимается как неотъемлемая часть цивилизации.
Достигнуть этого планируют за 72 академических часа, все занятия собираются уместить в первом семестре первого курса. За это время студенты должны изучить материалы пяти разделов. Например, в разделе «Что такое Россия» расскажут о «беспрецедентной территориальной протяженности страны» — 17 миллионов квадратных километров, «исключительном природном богатстве» — первое место по запасам алмазов, асбеста и природного газа, федеративном и этнонациональном разнообразии — более 190 народов, использующих порядка 300 языков и диалектов.
В других разделах расскажут об особенностях цивилизационного развития России; ключевых мировоззренческих позициях и понятиях, связанных с российской идентичностью; основах конституционного строя страны и трех российских президентах; а также о суверенитете страны и его месте в сценариях перспективного развития мира.
Иллюстрировать все рассказы о прошлом и настоящем России рекомендовано примерами из жизни выдающихся «героев истории».
Выбирать такие персоналии советуют с учетом «региональных срезов».
«К примеру, в Дагестане в список героев могут быть добавлены: род Тарковских, Амир Амаев, Расул Гамзатов, Магомед Нурбагандов, а в Приморском крае — Юрий Скоков, Игорь Тамм, Владимир Баньковский, семья Лагутенко (о какой именно семье идет речь, не уточняется. — Прим. ред.)», — следует из методрекомендаций.
Кроме того, отмечается важность знакомства студентов не только «с героями общероссийского прошлого, но и с выдающимися деятелями локального настоящего». В этом списке встречаются имена широко не известные, из-за чего у педагогов могут возникнуть проблемы с трактовкой методички.
Например, рекомендуемый для изучения Дмитрий Марков может оказаться и советским авиаконструктором, и литературоведом и славистом, и даже скандальным фотографом — участником несанкционированных акций.
Впрочем, скорее всего, можно предположить, что речь все же идет о живописце Дмитрии Маркове, авторе серии картин по сюжетам русской мифологии, поскольку его изучение рекомендовано в рамках знакомства с деятелями культуры и искусства, наряду с Довлатовым и Крамским.
Педагоги есть, учебников нет
Подготовку к введению в институтах и университетах «Основ российской государственности» начали еще в апреле. «К разработке курса привлекли более двух тысяч преподавателей социально-гуманитарных дисциплин. Около 30 вузов готовили специалистов по этому курсу через дополнительное профессиональное образование», — рассказала Людмила Скаковская.
Ранее ректор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Александр Безбородов сообщал, что в мае—июне только на базе РГГУ повышение квалификации прошли преподаватели десятков вузов. При этом он отметил, что учебные пособия для «Основ» пока не готовы:
«Учебники только готовятся. В окончательном виде мы, наверное, их в ближайшее время не увидим. Есть данные, что они активно пишутся», — цитирует Безбородова «Коммерсант».
Впрочем, по мнению зампреда Комитета Госдумы по экономической политике профессора Высшей школы экономики Станислава Наумова, отсутствие учебников по предмету — это не проблема:
«С моими магистрантами уже четвертый год подряд в рамках встреч в сентябре-октябре я провожу такие занятия».
При этом важно сохранять на таких лекциях академическую нейтральность, считает парламентарий.
«Могут быть разные мнения. Должны быть разные точки зрения. Несогласие студента с позицией преподавателя не должно быть основанием для снижения оценки. Но если с чем-то не согласен — доказывай свою позицию аргументированно и объективно. Это и в жизни поможет проявлять характер в непростой ситуации», — сказал Наумов «Парламентской газете».
Воркшопы и «печа-куча»
Внедрение нового модуля «Основы российской государственности» на этой неделе обсуждают и в Пятигорске, где собрались более 100 преподавателей из 76 российских вузов, во встрече также принимает участие министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Как отметил Фальков, важнейшая задача, которая сегодня стоит перед вузовским сообществом, — это формирование ценностного каркаса и мировоззрения студентов независимо от специальности: «Мы исходим из того, что университет решает две задачи. Он дает профессиональное знание, готовит к профессии, а также университет воспитывает».
«Что касается воспитания, в этом направлении самое основное — прямой диалог со студентом. Они ценят умение давать прямые ответы на возникающие у них вопросы. Модуль «Основы российской государственности» — это как раз попытка дать студентам целостное представление о том, что происходит и куда мы двигаемся», — цитирует Фалькова официальный сайт Министерства науки и высшего образования.
Диалог со студентами планируют обеспечить за счет применения самых разных форм работы, следует из методрекомендаций. Это публичные дискуссии, прикладные мастерские (воркшопы), работа с кейсами (кейс-стади), «печа-куча» (от японского — вечеринка с докладами и презентациями. — Прим. ред.), а также квесты, квизы, «мозговой штурм», иммерсивные представления, перформансы и так далее.
Источник: Парламентская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.