Интернет-зависимость, киднепинг, групповой отдых: как сделать детство безопасным?

27.07.2023 164

На заседании рабочей группы «Безопасность детей» при Координационном совете при Правительстве РФ по проведению Десятилетия детства инициировали разработку единого методического пособия по профилактике интернет-зависимости у детей и подростков. Модератором мероприятия, прошедшего 25 июля на площадке Общественной палате РФ, выступила член Комиссии ОП РФ по просвещению и воспитанию, директор Института изучения детства, семьи и воспитания (Институт воспитания) Наталья Агре.

Первым предметом обсуждения экспертов стала тема интернет-зависимости у детей и подростков.

«Профилактика времяпрепровождения подростков — очень актуальная тема, с которой к нам приходят многие родители. Все мы понимаем, что если не переключать ребенка на какое-то занятие, не связанное с электронными средствами, то ребенок оказывается предоставлен сам себе, и через какое-то время мы замечаем, что у него появилось определенное влечение, психологическая зависимость», — пояснила Наталья Агре.

Фото - oprf.ru

Что такое интернет-зависимость, почему она возникает, как она проявляется, чем она опасна, рассказал детский врач-психотерапевт, руководитель отделения социальной психиатрии детей и подростков НМИЦ психиатрии и наркологии имени В П. Сербского Лев Пережогин. По своим критериям — влечение, передозировка, абстинентный синдром, отказ от привычных действий в пользу сетевых, игнорирование печальных последствий и т. д. — интернет-зависимость ничем не отличается от алкогольной и наркозависимости. Более того, чем младше ребенок, тем тяжелее зависимость, тем тяжелее с ней бороться, обратил особое внимание на важную закономерность спикер.

Лев Пережогин подчеркнул, что диагностировать и лечить интернет-зависимость может только врач-психиатр, при этом психотерапия не входит в полис ОМС, а услуги платного специалиста дороги. Он считает, что необходимо выстраивать систему профилактики интернет-зависимости на базе лечебно-профилактических учреждений — открывать кабинеты для диагностики и лечения интернет-зависимых пациентов. Кроме того, работе с интернет-зависимостью надо обучать педагогов и психологов школьного звена, хотя бы на уровне профилактики, а курс по профилактике интернет-зависимости, например, включить в школьный предмет по ОБЖ.

Практически все формы девиантного поведения имеют информационное сопровождение в виртуальных сообществах сети Интернет, предупреждает доцент кафедры юридической психологии и права Московского психолого-педагогического университета Елена Шпагина. «Руферы», «зацеперы», «анорексички» — эти и другие, в том числе экстремистские сообщества оказывают на детей и подростков серьезное информационное воздействие. При этом нередко уход в различные виды аддикции — это способ выхода из негативного состояния в реальной жизни. Чтобы избежать интернет-зависимости, нужно помочь ребенку стать успешным в реальной жизни, значит, задача взрослого — помочь ребенку найти себя в реальном мире, в реальной предметной деятельности.

По мнению эксперта, необходимо повышать родительскую компетентность в области интернет-зависимости. Нельзя наказывать ребенка, отключая ему интернет, лишая других удовольствий.

«Эти действия не только бесполезны, но и вредны, так как подталкивают ребенка к бегству из дома», — пояснила Елена Шпагина.

Эксперты отметили, что необходимо поддерживать подростка в преодолении возникающих жизненных трудностей, обучать новым способам преодоления кризисных ситуаций, умению регулировать свои эмоции, строить отношения со сверстниками, управлять своим временем. Они предложили подготовить базовые методические рекомендации по профилактике интернет-зависимости для родителей, педагогов и детей. Эти рекомендаций профильные специалисты смогут использовать при подготовке классных часов, курсов лекций, родительских собраний, вебинаров и других мероприятий по данной тематике.

Наталья Агре сообщила, что Институт воспитания начинает подготовку краткого курса по этике и психологии семейной жизни для системы СПО:

«Думаю, одним из разделов курса должна стать интернет-зависимость, которая тоже влияет на отношения в паре и их будущее родительское мастерство. Профилактировать интернет-зависимость надо раньше появления детей».

Еще одной темой обсуждения стал семейный киднепинг — похищение детей одним из родителей. Эксперты предложили меры профилактики и ответственности за данное противоправное поведение.

По словам руководителя ассоциации волонтерских организаций «Поиск пропавших детей» Дмитрия Второва, проблема заключается в том, что при разводе один из родителей нарушает решение суда по определению порядка места жительства ребенка и вывозит его в неизвестном направлении. Некоторые родители не видели своих детей в течение многих лет.

«Можно смело говорить о нарушении прав тысячи детей в год в нашей стране», — подчеркнул он.

Сейчас за неисполнение решения суда предусмотрена административная ответственность — это штраф три тысячи рублей, а за повторное нарушение — пять тысяч рублей или арест на пять суток. Как показывает практика, до арестов дело практически никогда не доходит. По мнению Дмитрия Второва, семейное похищение детей — тяжкое преступление, нарушающее права и самого ребенка, и второго родителя. В действующем правовом поле проблему сложно решить, необходимо ужесточить наказание за подобные преступления и более активно заниматься поиском похищенных детей, убежден он.

Эксперты пришли к выводу, что за похищение детей одним из родителей должна следовать уголовная ответственность. Кроме того, необходимо усилить профилактическую работу с неблагополучными семьями и сопровождать разводы семей, имеющих детей. Также поступило предложение лишать или ограничивать родительские права граждан, уклоняющихся от исполнения решения суда по определению места жительства ребенка.

По мнению Натальи Агре, тема семейного киднеппинга стоит очень остро и будет правильным поднять ее на площадке уполномоченного по правам ребенка. Она предложила подготовить предложения по итогам заседания и направить их детскому омбудсмену с просьбой организовать расширенное межведомственное совещание.

Следующей темой обсуждения стали групповые перевозки детей. Эксперты договорились о создании единых методических рекомендаций для родителей, возглавляющих родительские комитеты, которые чаще всего отвечают за организацию перевозок детей, а также на педагогов, классных руководителей и заместителей директоров по воспитанию, которые сопровождают детей в поездках.

 

Источсник: Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*