Совещание о развитии индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации

27.07.2023 362

 

М.Мишустин: Кадры для туристической отрасли – важнейшее направление. Знаю о том, что очень многие девелоперы и те, кто запускает бизнес, испытывают недостаток в кадрах, хотя для этого есть все возможности в стране, чтобы сделать, начиная от профессионального образования и профориентации школьников, до программы «Профессионалитет», вузов и подготовки кадров.

Знаю, что компания Cosmos Group – один из наших лидеров, в том числе и в отельном бизнесе, в девелопменте, занимается этим серьёзно и системно.

Кувайцевой Анне Евгеньевне хотел бы предоставить слово. Пожалуйста.

А.Кувайцева (член правления – вице-президент по управлению персоналом Cosmos Hotel Group): Добрый день, уважаемые коллеги! Уважаемый Михаил Владимирович!

Хотела бы отметить, что под эгидой Минэкономразвития с Максимом Геннадьевичем с весны этого года в рамках рабочих групп мы национальный проект развития туристической и гостиничной отрасли очень серьёзно изучили. В рабочую группу «Кадры» вошли основные участники бизнеса – и Cosmos, и «Азимут», и «Алеан», и Mriya (Сбербанк), и представители вузов и ссузов министерств просвещения и образования.

Стояли перед нами основные задачи – это обоснование потребности в кадрах под реализацию нацпроекта, оценка системы подготовки кадров, и необходимо было рассмотреть бренд индустрии туристической и гостиничной, его популяризации.

Мы проанализировали численность персонала в отрасли за последние пять лет и увидели существенный тренд на снижение сотрудников в гостиничной отрасли, несмотря на увеличение количества проектов.

Если в цифрах, то с 2019 года это было 1 миллион 180 тысяч человек, а сейчас, в 2022 году, это 1 миллион 137 тысяч человек. При этом ковидное и постковидное время сократило число граждан ближнего зарубежья, занятых в отрасли, и в настоящее время данный пробел не восполнен.

Также хотелось бы отметить, что в 2022–2023 годах мы столкнулись с уходом международных сетей с российского рынка, вместе с собой они забрали ключевых сотрудников и руководителей-управленцев, которые переведены были в другие страны. Можно сказать, что и российских граждан это тоже коснулось, поэтому отток ключевого резерва у нас состоялся, что печально.

Также хотелось бы отметить, что отрасль очень стандартизирована. Международные сети существуют по 60, по 90, по 100 лет, и это, по сути, разработанные такие «золотые велосипеды» всех стандартов, всех видов, то есть от девелопмента, о чём Герман Оскарович говорил, и архитекторов.

Более того, все разработки шли за рубежом. То есть здесь в основном были те исполнители, которые только внедряли эти практики, и с оттоком международных сетей мы столкнулись с тем, что большинство должностей в России даже не присутствует, и их нужно не просто создавать как новые профессии, новые места, их нужно и, по сути, быстро нам активно поддерживать и развивать.

Поэтому мы к стратегической сессии туристической в августе дадим Вам более подробные и развёрнутые вопросы,. Сегодня хотелось бы выделить две основные проблемы.

Для поддержания качественного уровня сервиса в стране необходимо активное участие и взаимодействие, синергия и бизнеса, и вузов и ссузов. И спасибо огромное Министерству просвещения и Министерству науки и образования, что активно включились вместе с нами и помогают продвигать данную отрасль.

Сейчас перед отраслью стоит важная задача – это оперативное привлечение новых сотрудников и сохранение международной экспертизы стандартов интенсивного обучения персонала.

Успешные международные практики гостиничных сетей – они 100% персонала обучают внутри собственных компаний. Это профильные программы обучения как линейного персонала, так и ключевых сотрудников на ежедневной основе по целому ряду программ, включая теорию, практику, сервис, продажи, маркетинг, психологию, операционный менеджмент.

Здесь важно тоже сказать, что для поддержания необходимой ускоренной программы обучения с акцентом на практико-ориентированное образование в наших вузах и ссузах опираются на внутренние корпоративные академии, введение новых дефицитных специальностей. Как я уже сказала, необходима актуализация профессиональных стандартов (у нас они в отрасли где-то полностью отсутствуют, где-то их необходимо актуализировать), создание образовательных кластеров с работодателями и продолжение финансовой поддержки для обновления материально-технической базы наших колледжей.

Для ускорения подготовки кадров, увеличения объёма практико-ориентированного обучения, повышения уровня сервиса в стране мы предлагаем засчитывать программы обучения на территории работодателя в корпоративных академиях, в рамках их обучения в вузах. Студенты смогут получать знания на практике на территории работодателя и параллельно ещё осваивать обязательные теоретические программы. Мы этот вопрос с Министерством образования уже обсудили, нашли поддержку, и в рамках обновления национальной системы высшего образования это будет реализовано.

Также заручились поддержкой со стороны Министерства просвещения о сокращении количества лет обучения. Кроме того, предлагаем под каждый крупный инвестиционный проект создать специализированные образовательные кластеры. И здесь попросила бы дать соответствующее поручение Минпросвещения проработать возможность в рамках программы «Профессионалитет» разработать и запустить ускоренные программы подготовки по сервису и туризму.

И предлагаем субсидирование корпоративных программ внутренних у бизнеса, что позволит работодателям обучать граждан компетенциям в сфере туризма и сервиса, и порядка 321 тысячи человек пройдут эту подготовку по международным корпоративным стандартам с последующим трудоустройством в отрасли.

Что можно сказать про сам бренд индустрии. Действительно, у нас низкий уровень заработных плат. Здесь сама сфера не сильно популярна. Поэтому необходимо со школьной скамьи её развивать и продвигать, чтобы школьники уже были заинтересованы и приходили к нам. И сама сфера, она очень эмоциональна, корпоративна, с заботой о сотрудниках и о гостях. Есть такое правило «золотого стандарта»: счастлив сотрудник – счастлив гость, счастлив гость – счастлив владелец. Мне кажется, если все счастливы, государство точно будет довольно.

Поэтому огромная благодарность у меня Правительству за такое включение и поддержку отрасли. Спасибо Вам огромное.

М.Мишустин: Спасибо. Очень интересно, Анна Евгеньевна. Абсолютно согласен, здесь нечего велосипед изобретать. Миллионы людей, которые посещали в том числе мировые отели, курорты, своими требованиями сделали эти стандарты доступными для всех. Поэтому школы отельного менеджмента и школы гостеприимства в мире известны, конечно, – это бренды.

Вы правы, мы в том числе с этими брендами работали, знаем. И нечего здесь стесняться, необходимо очень аккуратно именно с применением мировых стандартов, всё равно они в России известны, выстраивать свою индустрию подготовки кадров. Начинать нужно со школьной скамьи. Профориентация школьников в этой области – это отличная возможность ребят привлечь сюда.

То, что касается программы «Профессионалитет». «Профессионалитет» может готовить огромное количество специалистов для этой отрасли тоже хорошо, и затем уже заканчивать высшим образованием.

Это особенные люди, те, кто в сферу туризма идёт, с таким настроением, с таким интересом. Сегодня мы, когда делали обход этого замечательного комплекса, видели женщину по имени Генриетта, которая очень увлечённо рассказывала нам о своей работе. Так просто, наверное, не обучишь этому. Искреннее отношение к этому, желание помогать людям, желание показать всё вокруг – это требует огранки. Но нужно ещё найти этих людей по определённым качествам.

Я абсолютно поддерживаю всё, что Вы говорите. И конечно же, с удовольствием предоставлю слово как нашему Министерству образования и науки, так и нашему Министерству просвещения, чтобы они рассказали, какая огромная работа в этой области ведётся. Поверьте, ведётся серьёзно, системно.

Ну и то, что Вы, сказали: необходимо поднятие заработных плат в этой отрасли, чтобы повысить их престиж. Вот такой курорт один и притяжение рядом – это уже очень важный этап, для того чтобы ребят привлечь, и поднимется зарплата. Мультипликатор один к пяти означает, что вокруг возникнет очень много сервисов, которые будут так или иначе помогать драйвить, если хотите, этот курорт. С этого всё начинается.

Поэтому огромное спасибо Вам за Ваш доклад.

Я знаю, что Вы возглавляете рабочую группу, которая занимается стандартом в этой области. Так, Максим Геннадьевич? Это здорово.

Слово Валерию Николаевичу Фалькову, Министру науки и высшего образования.

В.Фальков: Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги!

Общая потребность в специалистах с высшим образованием, если брать за 100% всю потребность в специалистах, – это примерно 30%. При этом я хотел бы обратить внимание на то, что подготовка кадров дифференцирована для отрасли туризма. Что я имею в виду? У нас есть три основных направления. Это «Сервис, туризм и гостиничное дело», в первую очередь здесь готовятся квалифицированные специалисты для отрасли. Но помимо этого мы с вами знаем, что в отрасли также работают специалисты по программам «История», «Менеджмент», «Экономика», «Юриспруденция», IT и многие другие, и здесь образование строится немного по-иному.

Я вначале хотел бы дать количественные характеристики, а потом несколько слов сказать о качестве. Если посмотреть на количественные характеристики, то по бюджетным местам в этом году только по вышеперечисленным направлениям (я имею в виду «Сервис, туризм и гостиничное дело») мы дали бюджетные места 163 вузам. Они расположены на территориях всех восьми федеральных округов в 76 субъектах, включая новые регионы. Кроме того, бюджетные места, которые установлены вузам по направлениям в сфере туризма, за последние три года увеличены были на 923. При этом 429 мест выделено в новые регионы.

Образовательным организациям на текущий год только по укрупнённой группе специальностей «Сервис и туризм» установлено 7 тыс. 271 место, и, конечно, значительная их часть по коротким программам четырёхлетним, программам бакалавриата, совсем немного – в магистратуру. Наибольшие объёмы бюджетных мест у нас установлены, что логично, в первую очередь в Российском государственном университете туризма и сервиса, Сочинском государственном университете и крупных наших университетах федеральных: Казанский, Южный, Дальневосточный и Балтийский. Места их расположения – это тоже очень привлекательные города.

Второе, на что хотел бы обратить внимание. Для адресного обеспечения в целом туристической индустрии и субъектов высококвалифицированными специалистами у нас предусмотрен механизм целевого обучения. К сожалению, он не пользуется большой популярностью сегодня. Мы планируем его усовершенствовать. С Анной Евгеньевной (Кувайцевой) мы обсуждали, с представителями отрасли. Конечно, сам механизм целевого обучения, в том числе применительно к отрасли туристической, должен претерпеть изменения. Здесь мы хотим ставку сделать на цифровизацию и все предложения по целевому обучению размещать на специальной платформе «Работа России», с тем чтобы выпускник любой школы в стране мог претендовать не так, как сегодня, в основном в рамках своего субъекта, а видеть, какие возможности и кто предлагает для целевого обучения в том или ином регионе. Мне кажется, это будет способствовать мобильности необходимой уже начиная со школы.

Ещё один очень важный момент – образовательные стандарты. Сами образовательные стандарты в ближайшее время претерпят изменения. Как справедливо отметила Анна Евгеньевна, в чём сегодня состоит сложность? Они, на наш взгляд, недостаточно гибкие. Речь о том, что отрасль достаточно динамично развивается. В самой отрасли образование, во-первых, на системной основе осуществляется постоянно (я имею в виду лидеров туристической отрасли, крупные туристические сети), во-вторых, оно осуществляется небольшими курсами, но регулярно.

В этом смысле вузы готовят несколько иначе. Для того чтобы максимально сблизить потребности отрасли и одновременно выстроить правильно образование под нужды отрасли, надо дать возможность засчитывать полученные студентами знания во время их практики у лидеров туристической отрасли (сертифицированные маленькие курсы, микростепени так называемые). В определённом объёме это как раз ответ на вопрос, поскольку лучших, чем в самой отрасли, прикладных знаний, конечно, студент не получит. Это очень важный момент.

Второе. Несмотря на то что подготовка кадров для туристической отрасли сегодня, в отличие от многих других, менее фундаментальна… Это особенность самой отрасли, потому что ясно, что практики и практико-ориентированного обучения в программах достаточно много, но вместе с тем этого недостаточно. Нам надо найти разумные балансы, и вот это ядро теоретическое должно быть минимально необходимым, а всё остальное практическое обучение должно занимать львиную долю обучения и как раз перекликаться во время практического обучения или во время прохождения практики. На месте уже студенты должны получать самые передовые знания.

Ещё один важный инструмент, который, к сожалению, пока только развивается, не нашёл пока такого масштабного применения именно в индустрии туризма. Речь идёт о сетевых образовательных программах.

Этот инструмент чрезвычайно актуален для тех регионов, где качество... Скажем так, отрасль идёт гораздо быстрее, темпами более серьёзными развивается, а в региональных университетах соответствующей подготовки для отрасли нет. В этой связи сетевая форма обеспечит возможность соответствующего образования, освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин, практики и иных компонентов с использованием ресурсов нескольких организаций.

Я бы хотел сказать, что сетевая форма – это не всегда два университета, где заглавный университет, университет-лидер, должен быть специализирован в области индустрии туризма. Это может быть специализированный классический университет – либо технический, либо любой другой, если у него есть соответствующие компетенции.

Пока у нас Курский государственный университет совместно с Российским государственным университетом туризма и сервиса такую программу реализует.

Ещё один очень важный момент. Мы стараемся системно поддерживать, и я Вам сказал, что бюджетные места мы распределяем на 163 образовательные организации и охватываем все восемь федеральных округов. Но наряду с предоставлением бюджетных мест мы даём возможность университетам, тем, кто делает ставки на подготовку кадров в области туризма, ещё и специальные проекты развития реализовывать.

И у нас есть такая большая программа, она специально управляется, создан совет, там часть коллег, в том числе Герман Оскарович. И ежегодно мы оцениваем университеты, как они развиваются, и финансируем только программы развития. Не текущую деятельность, а только программы развития, причём на конкурентной основе.

Так вот, у нас 13 университетов в рамках этой программы «Приоритет-2030», она с длинным горизонтом, до 2030 года, у нас 13 университетов ставку сделали. У них есть, в каждой программе такого университета, стратегические проекты, и в 13 университетах такие стратегические проекты посвящены вопросам сервиса и туризма.

Причём это университеты (хотелось бы мне особо отметить) региональные, и они очень важны, эти проекты, для каждого из этих регионов. Например, Кабардино-Балкария и их проект «Кабардино-Балкария – территория курортов и туризма: новая парадигма лечения, реабилитации и медицинского туризма». Например, Калмыкия, например, Мордовия и так далее. Ярославль, Тула, Удмуртия, Уфа – это всё проекты, которые успешно реализуются, и мы дополнительно на них выделяем средства.

Таким образом, уважаемые коллеги, у нас организована достаточно системная работа по подготовке кадров. И, уважаемый Михаил Владимирович, Вы отметили, что мы активно развиваем студенческий туризм, но в рамках Десятилетия науки и технологий, которое по решению Президента объявлено в прошлом году, мы дополнительно сейчас делаем ставку и упор на развитие научно-популярного туризма, поскольку здесь тоже очень и очень большие перспективы.

С отраслью у нас понимание и подходов, и ключевых проблем есть. Работа организована. Сейчас ещё будем более системно это делать, с учётом того, что сама отрасль на подъёме и образование. У нас очень хорошие возможности сейчас, поскольку мы всю систему обновляем.

М.Мишустин: Спасибо большое, Валерий Николаевич.

Слово предоставляется Александру Васильевичу Бугаеву, представителю Минпросвещения. Пожалуйста, прокомментируйте.

А.Бугаев (первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации): Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

Конечно, подготовка кадров для такой значимой сейчас для народного хозяйства отрасли – это важная задача, которая начинается, как правильно сегодня было сказано, и неоднократно сказано, ещё в школе, на профориентационных мероприятиях, но и значительную роль здесь играет система среднего профессионального образования. Для сферы туризма и гостеприимства в системе среднего профессионального образования подготовка кадров сейчас осуществляется по восьми профессиям и 16 специальностям.

Контингент обучающихся по данным направлениям составляет более 200 тысяч человек. Это 1,7 тыс. образовательных организаций во всех субъектах нашей страны.

В 2022 году приём составил более 70 тысяч человек, что говорит о заинтересованности молодых людей в получении соответствующей профессии, и наиболее популярными специальностями являлись туризм, гостиничный сервис и поварское дело.

Конечно, я полностью согласен с тем, что сегодня говорила в своём докладе Анна Евгеньевна про необходимость практико-ориентированного подхода. В целях обеспечения соответствия подготовки кадров тем требованиям, которые современная ситуация и современные подходы к организации гостиничного бизнеса накладывают на нас, ведётся работа по обновлению прежде всего образовательных программ. Они предусматривают гибкие механизмы с возможностью присвоения нескольких квалификаций с учётом различных технологий, отраслевых особенностей. Это очень важно, чтобы человек мог в разных направлениях работы применить себя.

И здесь, конечно, важны подходы, применяемые в проекте «Профессионалитет». С 2022 года данный федеральный проект стартовал, он направлен прежде всего на комплексную модернизацию системы среднего профессионального образования за счёт отраслевого подхода к подготовке кадров. Он включает новые механизмы управления колледжами с привлечением прежде всего работодателей.

Здесь очень хорошим примером является пример как раз Республики Алтай. Сегодня Олег Леонидович в своём выступлении уже об этом говорил. С 2023 года проект «Профессионалитет» у нас охватывает сферу туризма и гостеприимства. Будет создано 14 образовательно-производственных кластеров. И для нужд всероссийского курорта, всесезонного курорта «Манжерок» у нас такой кластер создаётся на базе Горно-Алтайского государственного политехнического колледжа.

В дальнейшем мы планируем в 2024 году развивать это направление, и ещё 15 кластеров на территории восьми субъектов Российской Федерации мы планируем создать. И действительно важно, чтобы та востребованность, которая есть, находила отклик и с точки зрения тех подходов, о которых говорил Валерий Николаевич.

Конечно, нам необходимо сокращать сроки подготовки как в среднем профессиональном образовании, так, наверное, и по некоторым направлениям высшего образования. И нам хотелось бы предложить, если, Михаил Владимирович, нас поддержите, провести именно в туристической отрасли такой эксперимент, когда можно было бы на базе кластеров профессионалитета развернуть ещё и подготовку по специальностям и направлениям высшего образования, бакалавриата, в частности, в нынешнем его формате, с сокращением сроков подготовки специалистов и получением ими сразу двух дипломов, как среднего профессионального, так и высшего образования. Это позволило бы нам сейчас решить кадровые задачи отрасли под запросы конкретного производства с практико-ориентированным подходом.

М.Мишустин: Большое спасибо.

 

Источник: Пресс-служба Правительства России

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*