М.Мишустин: Кадры для туристической отрасли – важнейшее направление. Знаю о том, что очень многие девелоперы и те, кто запускает бизнес, испытывают недостаток в кадрах, хотя для этого есть все возможности в стране, чтобы сделать, начиная от профессионального образования и профориентации школьников, до программы «Профессионалитет», вузов и подготовки кадров.
Знаю, что компания Cosmos Group – один из наших лидеров, в том числе и в отельном бизнесе, в девелопменте, занимается этим серьёзно и системно.
Кувайцевой Анне Евгеньевне хотел бы предоставить слово. Пожалуйста.
А.Кувайцева (член правления – вице-президент по управлению персоналом Cosmos Hotel Group): Добрый день, уважаемые коллеги! Уважаемый Михаил Владимирович!
Хотела бы отметить, что под эгидой Минэкономразвития с Максимом Геннадьевичем с весны этого года в рамках рабочих групп мы национальный проект развития туристической и гостиничной отрасли очень серьёзно изучили. В рабочую группу «Кадры» вошли основные участники бизнеса – и Cosmos, и «Азимут», и «Алеан», и Mriya (Сбербанк), и представители вузов и ссузов министерств просвещения и образования.
Стояли перед нами основные задачи – это обоснование потребности в кадрах под реализацию нацпроекта, оценка системы подготовки кадров, и необходимо было рассмотреть бренд индустрии туристической и гостиничной, его популяризации.
Мы проанализировали численность персонала в отрасли за последние пять лет и увидели существенный тренд на снижение сотрудников в гостиничной отрасли, несмотря на увеличение количества проектов.
Если в цифрах, то с 2019 года это было 1 миллион 180 тысяч человек, а сейчас, в 2022 году, это 1 миллион 137 тысяч человек. При этом ковидное и постковидное время сократило число граждан ближнего зарубежья, занятых в отрасли, и в настоящее время данный пробел не восполнен.
Также хотелось бы отметить, что в 2022–2023 годах мы столкнулись с уходом международных сетей с российского рынка, вместе с собой они забрали ключевых сотрудников и руководителей-управленцев, которые переведены были в другие страны. Можно сказать, что и российских граждан это тоже коснулось, поэтому отток ключевого резерва у нас состоялся, что печально.
Также хотелось бы отметить, что отрасль очень стандартизирована. Международные сети существуют по 60, по 90, по 100 лет, и это, по сути, разработанные такие «золотые велосипеды» всех стандартов, всех видов, то есть от девелопмента, о чём Герман Оскарович говорил, и архитекторов.
Более того, все разработки шли за рубежом. То есть здесь в основном были те исполнители, которые только внедряли эти практики, и с оттоком международных сетей мы столкнулись с тем, что большинство должностей в России даже не присутствует, и их нужно не просто создавать как новые профессии, новые места, их нужно и, по сути, быстро нам активно поддерживать и развивать.
Поэтому мы к стратегической сессии туристической в августе дадим Вам более подробные и развёрнутые вопросы,. Сегодня хотелось бы выделить две основные проблемы.
Для поддержания качественного уровня сервиса в стране необходимо активное участие и взаимодействие, синергия и бизнеса, и вузов и ссузов. И спасибо огромное Министерству просвещения и Министерству науки и образования, что активно включились вместе с нами и помогают продвигать данную отрасль.
Сейчас перед отраслью стоит важная задача – это оперативное привлечение новых сотрудников и сохранение международной экспертизы стандартов интенсивного обучения персонала.
Успешные международные практики гостиничных сетей – они 100% персонала обучают внутри собственных компаний. Это профильные программы обучения как линейного персонала, так и ключевых сотрудников на ежедневной основе по целому ряду программ, включая теорию, практику, сервис, продажи, маркетинг, психологию, операционный менеджмент.
Здесь важно тоже сказать, что для поддержания необходимой ускоренной программы обучения с акцентом на практико-ориентированное образование в наших вузах и ссузах опираются на внутренние корпоративные академии, введение новых дефицитных специальностей. Как я уже сказала, необходима актуализация профессиональных стандартов (у нас они в отрасли где-то полностью отсутствуют, где-то их необходимо актуализировать), создание образовательных кластеров с работодателями и продолжение финансовой поддержки для обновления материально-технической базы наших колледжей.
Для ускорения подготовки кадров, увеличения объёма практико-ориентированного обучения, повышения уровня сервиса в стране мы предлагаем засчитывать программы обучения на территории работодателя в корпоративных академиях, в рамках их обучения в вузах. Студенты смогут получать знания на практике на территории работодателя и параллельно ещё осваивать обязательные теоретические программы. Мы этот вопрос с Министерством образования уже обсудили, нашли поддержку, и в рамках обновления национальной системы высшего образования это будет реализовано.
Также заручились поддержкой со стороны Министерства просвещения о сокращении количества лет обучения. Кроме того, предлагаем под каждый крупный инвестиционный проект создать специализированные образовательные кластеры. И здесь попросила бы дать соответствующее поручение Минпросвещения проработать возможность в рамках программы «Профессионалитет» разработать и запустить ускоренные программы подготовки по сервису и туризму.
И предлагаем субсидирование корпоративных программ внутренних у бизнеса, что позволит работодателям обучать граждан компетенциям в сфере туризма и сервиса, и порядка 321 тысячи человек пройдут эту подготовку по международным корпоративным стандартам с последующим трудоустройством в отрасли.
Что можно сказать про сам бренд индустрии. Действительно, у нас низкий уровень заработных плат. Здесь сама сфера не сильно популярна. Поэтому необходимо со школьной скамьи её развивать и продвигать, чтобы школьники уже были заинтересованы и приходили к нам. И сама сфера, она очень эмоциональна, корпоративна, с заботой о сотрудниках и о гостях. Есть такое правило «золотого стандарта»: счастлив сотрудник – счастлив гость, счастлив гость – счастлив владелец. Мне кажется, если все счастливы, государство точно будет довольно.
Поэтому огромная благодарность у меня Правительству за такое включение и поддержку отрасли. Спасибо Вам огромное.
М.Мишустин: Спасибо. Очень интересно, Анна Евгеньевна. Абсолютно согласен, здесь нечего велосипед изобретать. Миллионы людей, которые посещали в том числе мировые отели, курорты, своими требованиями сделали эти стандарты доступными для всех. Поэтому школы отельного менеджмента и школы гостеприимства в мире известны, конечно, – это бренды.
Вы правы, мы в том числе с этими брендами работали, знаем. И нечего здесь стесняться, необходимо очень аккуратно именно с применением мировых стандартов, всё равно они в России известны, выстраивать свою индустрию подготовки кадров. Начинать нужно со школьной скамьи. Профориентация школьников в этой области – это отличная возможность ребят привлечь сюда.
То, что касается программы «Профессионалитет». «Профессионалитет» может готовить огромное количество специалистов для этой отрасли тоже хорошо, и затем уже заканчивать высшим образованием.
Это особенные люди, те, кто в сферу туризма идёт, с таким настроением, с таким интересом. Сегодня мы, когда делали обход этого замечательного комплекса, видели женщину по имени Генриетта, которая очень увлечённо рассказывала нам о своей работе. Так просто, наверное, не обучишь этому. Искреннее отношение к этому, желание помогать людям, желание показать всё вокруг – это требует огранки. Но нужно ещё найти этих людей по определённым качествам.
Я абсолютно поддерживаю всё, что Вы говорите. И конечно же, с удовольствием предоставлю слово как нашему Министерству образования и науки, так и нашему Министерству просвещения, чтобы они рассказали, какая огромная работа в этой области ведётся. Поверьте, ведётся серьёзно, системно.
Ну и то, что Вы, сказали: необходимо поднятие заработных плат в этой отрасли, чтобы повысить их престиж. Вот такой курорт один и притяжение рядом – это уже очень важный этап, для того чтобы ребят привлечь, и поднимется зарплата. Мультипликатор один к пяти означает, что вокруг возникнет очень много сервисов, которые будут так или иначе помогать драйвить, если хотите, этот курорт. С этого всё начинается.
Поэтому огромное спасибо Вам за Ваш доклад.
Я знаю, что Вы возглавляете рабочую группу, которая занимается стандартом в этой области. Так, Максим Геннадьевич? Это здорово.
Слово Валерию Николаевичу Фалькову, Министру науки и высшего образования.
В.Фальков: Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги!
Общая потребность в специалистах с высшим образованием, если брать за 100% всю потребность в специалистах, – это примерно 30%. При этом я хотел бы обратить внимание на то, что подготовка кадров дифференцирована для отрасли туризма. Что я имею в виду? У нас есть три основных направления. Это «Сервис, туризм и гостиничное дело», в первую очередь здесь готовятся квалифицированные специалисты для отрасли. Но помимо этого мы с вами знаем, что в отрасли также работают специалисты по программам «История», «Менеджмент», «Экономика», «Юриспруденция», IT и многие другие, и здесь образование строится немного по-иному.
Я вначале хотел бы дать количественные характеристики, а потом несколько слов сказать о качестве. Если посмотреть на количественные характеристики, то по бюджетным местам в этом году только по вышеперечисленным направлениям (я имею в виду «Сервис, туризм и гостиничное дело») мы дали бюджетные места 163 вузам. Они расположены на территориях всех восьми федеральных округов в 76 субъектах, включая новые регионы. Кроме того, бюджетные места, которые установлены вузам по направлениям в сфере туризма, за последние три года увеличены были на 923. При этом 429 мест выделено в новые регионы.
Образовательным организациям на текущий год только по укрупнённой группе специальностей «Сервис и туризм» установлено 7 тыс. 271 место, и, конечно, значительная их часть по коротким программам четырёхлетним, программам бакалавриата, совсем немного – в магистратуру. Наибольшие объёмы бюджетных мест у нас установлены, что логично, в первую очередь в Российском государственном университете туризма и сервиса, Сочинском государственном университете и крупных наших университетах федеральных: Казанский, Южный, Дальневосточный и Балтийский. Места их расположения – это тоже очень привлекательные города.
Второе, на что хотел бы обратить внимание. Для адресного обеспечения в целом туристической индустрии и субъектов высококвалифицированными специалистами у нас предусмотрен механизм целевого обучения. К сожалению, он не пользуется большой популярностью сегодня. Мы планируем его усовершенствовать. С Анной Евгеньевной (Кувайцевой) мы обсуждали, с представителями отрасли. Конечно, сам механизм целевого обучения, в том числе применительно к отрасли туристической, должен претерпеть изменения. Здесь мы хотим ставку сделать на цифровизацию и все предложения по целевому обучению размещать на специальной платформе «Работа России», с тем чтобы выпускник любой школы в стране мог претендовать не так, как сегодня, в основном в рамках своего субъекта, а видеть, какие возможности и кто предлагает для целевого обучения в том или ином регионе. Мне кажется, это будет способствовать мобильности необходимой уже начиная со школы.
Ещё один очень важный момент – образовательные стандарты. Сами образовательные стандарты в ближайшее время претерпят изменения. Как справедливо отметила Анна Евгеньевна, в чём сегодня состоит сложность? Они, на наш взгляд, недостаточно гибкие. Речь о том, что отрасль достаточно динамично развивается. В самой отрасли образование, во-первых, на системной основе осуществляется постоянно (я имею в виду лидеров туристической отрасли, крупные туристические сети), во-вторых, оно осуществляется небольшими курсами, но регулярно.
В этом смысле вузы готовят несколько иначе. Для того чтобы максимально сблизить потребности отрасли и одновременно выстроить правильно образование под нужды отрасли, надо дать возможность засчитывать полученные студентами знания во время их практики у лидеров туристической отрасли (сертифицированные маленькие курсы, микростепени так называемые). В определённом объёме это как раз ответ на вопрос, поскольку лучших, чем в самой отрасли, прикладных знаний, конечно, студент не получит. Это очень важный момент.
Второе. Несмотря на то что подготовка кадров для туристической отрасли сегодня, в отличие от многих других, менее фундаментальна… Это особенность самой отрасли, потому что ясно, что практики и практико-ориентированного обучения в программах достаточно много, но вместе с тем этого недостаточно. Нам надо найти разумные балансы, и вот это ядро теоретическое должно быть минимально необходимым, а всё остальное практическое обучение должно занимать львиную долю обучения и как раз перекликаться во время практического обучения или во время прохождения практики. На месте уже студенты должны получать самые передовые знания.
Ещё один важный инструмент, который, к сожалению, пока только развивается, не нашёл пока такого масштабного применения именно в индустрии туризма. Речь идёт о сетевых образовательных программах.
Этот инструмент чрезвычайно актуален для тех регионов, где качество... Скажем так, отрасль идёт гораздо быстрее, темпами более серьёзными развивается, а в региональных университетах соответствующей подготовки для отрасли нет. В этой связи сетевая форма обеспечит возможность соответствующего образования, освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин, практики и иных компонентов с использованием ресурсов нескольких организаций.
Я бы хотел сказать, что сетевая форма – это не всегда два университета, где заглавный университет, университет-лидер, должен быть специализирован в области индустрии туризма. Это может быть специализированный классический университет – либо технический, либо любой другой, если у него есть соответствующие компетенции.
Пока у нас Курский государственный университет совместно с Российским государственным университетом туризма и сервиса такую программу реализует.
Ещё один очень важный момент. Мы стараемся системно поддерживать, и я Вам сказал, что бюджетные места мы распределяем на 163 образовательные организации и охватываем все восемь федеральных округов. Но наряду с предоставлением бюджетных мест мы даём возможность университетам, тем, кто делает ставки на подготовку кадров в области туризма, ещё и специальные проекты развития реализовывать.
И у нас есть такая большая программа, она специально управляется, создан совет, там часть коллег, в том числе Герман Оскарович. И ежегодно мы оцениваем университеты, как они развиваются, и финансируем только программы развития. Не текущую деятельность, а только программы развития, причём на конкурентной основе.
Так вот, у нас 13 университетов в рамках этой программы «Приоритет-2030», она с длинным горизонтом, до 2030 года, у нас 13 университетов ставку сделали. У них есть, в каждой программе такого университета, стратегические проекты, и в 13 университетах такие стратегические проекты посвящены вопросам сервиса и туризма.
Причём это университеты (хотелось бы мне особо отметить) региональные, и они очень важны, эти проекты, для каждого из этих регионов. Например, Кабардино-Балкария и их проект «Кабардино-Балкария – территория курортов и туризма: новая парадигма лечения, реабилитации и медицинского туризма». Например, Калмыкия, например, Мордовия и так далее. Ярославль, Тула, Удмуртия, Уфа – это всё проекты, которые успешно реализуются, и мы дополнительно на них выделяем средства.
Таким образом, уважаемые коллеги, у нас организована достаточно системная работа по подготовке кадров. И, уважаемый Михаил Владимирович, Вы отметили, что мы активно развиваем студенческий туризм, но в рамках Десятилетия науки и технологий, которое по решению Президента объявлено в прошлом году, мы дополнительно сейчас делаем ставку и упор на развитие научно-популярного туризма, поскольку здесь тоже очень и очень большие перспективы.
С отраслью у нас понимание и подходов, и ключевых проблем есть. Работа организована. Сейчас ещё будем более системно это делать, с учётом того, что сама отрасль на подъёме и образование. У нас очень хорошие возможности сейчас, поскольку мы всю систему обновляем.
М.Мишустин: Спасибо большое, Валерий Николаевич.
Слово предоставляется Александру Васильевичу Бугаеву, представителю Минпросвещения. Пожалуйста, прокомментируйте.
А.Бугаев (первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации): Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Конечно, подготовка кадров для такой значимой сейчас для народного хозяйства отрасли – это важная задача, которая начинается, как правильно сегодня было сказано, и неоднократно сказано, ещё в школе, на профориентационных мероприятиях, но и значительную роль здесь играет система среднего профессионального образования. Для сферы туризма и гостеприимства в системе среднего профессионального образования подготовка кадров сейчас осуществляется по восьми профессиям и 16 специальностям.
Контингент обучающихся по данным направлениям составляет более 200 тысяч человек. Это 1,7 тыс. образовательных организаций во всех субъектах нашей страны.
В 2022 году приём составил более 70 тысяч человек, что говорит о заинтересованности молодых людей в получении соответствующей профессии, и наиболее популярными специальностями являлись туризм, гостиничный сервис и поварское дело.
Конечно, я полностью согласен с тем, что сегодня говорила в своём докладе Анна Евгеньевна про необходимость практико-ориентированного подхода. В целях обеспечения соответствия подготовки кадров тем требованиям, которые современная ситуация и современные подходы к организации гостиничного бизнеса накладывают на нас, ведётся работа по обновлению прежде всего образовательных программ. Они предусматривают гибкие механизмы с возможностью присвоения нескольких квалификаций с учётом различных технологий, отраслевых особенностей. Это очень важно, чтобы человек мог в разных направлениях работы применить себя.
И здесь, конечно, важны подходы, применяемые в проекте «Профессионалитет». С 2022 года данный федеральный проект стартовал, он направлен прежде всего на комплексную модернизацию системы среднего профессионального образования за счёт отраслевого подхода к подготовке кадров. Он включает новые механизмы управления колледжами с привлечением прежде всего работодателей.
Здесь очень хорошим примером является пример как раз Республики Алтай. Сегодня Олег Леонидович в своём выступлении уже об этом говорил. С 2023 года проект «Профессионалитет» у нас охватывает сферу туризма и гостеприимства. Будет создано 14 образовательно-производственных кластеров. И для нужд всероссийского курорта, всесезонного курорта «Манжерок» у нас такой кластер создаётся на базе Горно-Алтайского государственного политехнического колледжа.
В дальнейшем мы планируем в 2024 году развивать это направление, и ещё 15 кластеров на территории восьми субъектов Российской Федерации мы планируем создать. И действительно важно, чтобы та востребованность, которая есть, находила отклик и с точки зрения тех подходов, о которых говорил Валерий Николаевич.
Конечно, нам необходимо сокращать сроки подготовки как в среднем профессиональном образовании, так, наверное, и по некоторым направлениям высшего образования. И нам хотелось бы предложить, если, Михаил Владимирович, нас поддержите, провести именно в туристической отрасли такой эксперимент, когда можно было бы на базе кластеров профессионалитета развернуть ещё и подготовку по специальностям и направлениям высшего образования, бакалавриата, в частности, в нынешнем его формате, с сокращением сроков подготовки специалистов и получением ими сразу двух дипломов, как среднего профессионального, так и высшего образования. Это позволило бы нам сейчас решить кадровые задачи отрасли под запросы конкретного производства с практико-ориентированным подходом.
М.Мишустин: Большое спасибо.
Источник: Пресс-служба Правительства России
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.