29 июня EduTech Сlub провел на базе Сберуниверситета дискуссию о технологиях и моделях персонализации массового обучения.
Модерировал дискуссию Вячеслав Юрченков, начальник центра развития образовательных технологий Сберуниверситета, участники дискуссии: д.п.н., профессор кафедры психологии и педагогики РУДН Дмитрий Ермаков, эксперт в области дата-центричного педдизайна, руководитель направления «Развитие человека на основе данных» Университета 20.35 Андрей Комиссаров, ведущий методист курсов, тимлид по методологии в онлайн-школах SkillBox Наталья Кузнецова, генеральный директор CUSTIS, председатель совета ИОТ-консорциума Владимир Рахтеенко.
Фото - Пресс-служба ИОТ-университета
Эксперты обсудили различные подходы к индивидуализации и персонализации образования.
По мнению Дмитрия Ермакова, в этом вопросе важно прежде всего говорить о достижении обучающимися некоторого уровня психологической зрелости, и понимать, что это состояние субъектности у каждого наступает в разное время. Именно когда оно наступает, возможна персонализация. Также он рассказал о подходах, тестируемых в программе «Сберкласс» и сравнил традиционное образование с поездом, следующим строго заданным маршрутом и ведомым машинистом, тогда как в стратегии персонализации образования в центре все же обучающийся, и метафорой тут может быть мореплавание, где все пути открыты и важно научиться пользоваться множеством инструментов и выбору цели.
Фото - Пресс-служба ИОТ-университета
Андрей Комиссаров акцентировал внимание на методологии исследовательского поведения и сборе данных для проверки гипотез по четким метрикам. Также он обратил внимание, что важно разделять цели – достижения образовательного результата и достижения самоопределения, так как именно это мешает сделать персонализацию массовой. Это вопрос ценностей - что важнее: достижение результата, дисциплина, доверие и свобода, новаторство и эксперимент, либо социальная динамика. Среди новинок он выделил проект ИИ-помощника и экзаментора, основанного на принципе перехода от текстов в коммуникацию голосом и подчеркнул, что так реализуется попытка делать рефлексию привычкой, обучать делать осознанный выбор.
Фото - Пресс-служба ИОТ-университета
Наталья Кузнецова отметила, что по ее мнению, персонализация не нужна всем программам - не все к этому готовы. Она рассказала о форматах курсов 3.0 в SkillBox и создании нелинейного трека обучения: это подготовка задач разной сложности и организация поддержки, четко прописанные критерии для оценки качества прохождения шагов. Такая индивидуализация повышает мотивацию участников, ответственность, точно реализуема в асинхронном онлайн-формате, скорее всего – чуть сложнее в синхронном офлайн-формате.
Фото - Пресс-служба ИОТ-университета
- Основная отметка в дипломе должна быть про то, как студент работал с образовательным пространством и учился самостоятельности, - высказал мнение Владимир Рахтеенко.
Фото - Пресс-служба ИОТ-университета
Владимир Рахтеенко, генеральный директор CUSTIS, председатель совета ИОТ-консорциума вузов подробно представил идеологический подход и опыт внедрения ИОТ (индивидуальных образовательных траекторий) в российском высшем образовании:
«Мы апологеты того, что студенты в университете должны научиться самообразованию, так что в начале выборы должны ставить рефлексию, и если образовательное пространство построено правильно, большая часть этого достигает. Также мы считаем, что люди НЕ одинаковые, именно поэтому персонализация улучшает обучение. Идеология персонализации – это забота об образовательных целях и о том, что и на каких уровнях и этапах студент выбирает сам, и что ему навязывают.
Мы различаем слова «образование» и «подготовка». Образование - это умение работать с картинами мира и семантическими сложными системами, рефлексией разного уровня, умение ставить задачу, умение работать в команде. И мы шли в университеты сохранить образование, а не скатываться в профтехподготовку на уровне ПТУ. Основная угроза университетов сегодня, по нашему мнению, это онлайн-платформы, которые, говоря об образовании, на самом деле занимаются подготовкой. Есть два тренда: это бегство в интернет (быстрая подготовка с девизом «долой образование») и мобильность студенческого и преподавательского состава, которая не оставляет средним и слабым вузам шансов на выживание.
Мы понимаем, что перестроить образование можно только через ИОТ. Это заносит в университет новую энергию, желание студента, академическую свободу преподавателей и дает разломать стены университета, как мы говорим - «заглянуть в соседнюю аудиторию».
Когда мы говорим об образовании в мире, там есть различные модели: это классическая «труба», где нет особого выбора, но есть и примеры, когда можно выбирать вообще все – например, 50 курсов математики. Истина же где-то посередине.
ИОТ - это давнейший дискурс, и он развивается.
Относятся к этому по-разному. С утверждениями «ИОТ – это вседозволенность и анархия», «у нас уже есть ИОТ», «с ИОТ нельзя пройти аккредитацию», «индивидуализированное расписание на 20 тысяч студентов невозможно», «ИОТ – это очень дорого, мы себе этого позволить не можем», «ИОТ – это модно, давайте его просто внедрять везде».
Основной же смысл этого подхода – загрузить университет проектной педагогикой. Семинары, проектные команды, игры, динамические команды. Это непросто: расписание сложное, нужно избыточно много контента. Тем не менее, почти все вузы заявили ИОТ как ключевую технологию в «Приоритет-2030», хотя для кого-то это пара дисциплин по выбору,
а для кого-то — образование XXI века. Кто-то верит, что сделает все сам, а кто-то считает, что
это нереально даже с помощью федеральной платформы. На самом деле ИОТ – это большой пакет технологий, который можно употребить во благо, а можно и дров наломать.Мы сейчас обсуждаем важную тему – что технологии без методологии приводят к отрицательной селекции. Если технология основана на методологии, и сделан ИОТ хорошо, то результаты интересны.
Для меня ИОТ – это образование XXI века. Фундаментальное, системное, мультидисциплинарное. Практико-ориентированное, интегрированное в исследовательскую повестку и современную практику, оно постоянно подстраивается под фронтир. Такое образование ставит студента в центр образовательного процесса,
максимально раскрывает потенциал каждого студента, одновременно работает на развитие личности и на выбранную им первую специализацию. Использует лучшие внешние ресурсы и капиталы. Использует современные образовательные технологии,
делает их массовыми за счeт цифровизации: массовое проектное обучение, сетевое гибридное образование, проблемно-ориентированное обучение. Даeт преподавателям и исследователям реальную академическую свободу, высвобождает их творческую энергию, которая выводит обучение, исследования и инноватику на качественно новый уровень.Вся игра в том, как эти уникальные вещи внести в вуз незадорого.
Семь лет назад мы начали с ТюмГУ, и уже можно померить результаты. Вуз тогда стагнировал, и все понимали, что нужен рывок в развитии, с ИОТ все показатели пошли вверх. Например, упало количество отчислений, подняли балл ЕГЭ, появилась другая динамика по смене направлений подготовки.
Надо различать три пути индивидуализации: индивидуальная траектория обучения, индивидуальный подход в обучении и смешанный тип индивидуализации.
И принципы индивидуализации: честный выбор, модульность, студентоцентричность, фокус на управлении образовательным продуктом и цифровизацию.
Основная логика ИОТ - последовательное наращивание ответственности выбора студента. Я бы хотел, чтобы в дипломе появилась основная отметка - как студент работал с образовательным пространством и учился самостоятельности. Надеюсь, рано или поздно она появится.
Что же делать тем, у кого пока нет Modeus? Есть варианты: попробуйте нарисовать образовательное пространство - какая степень свободы, как это устроено, соберите современные коммуникативные форматы и организуйте небольшой полигон в 300-500 студентов для начала.
Также хочу сказать, что наша идеология персонализации и индивидуализации, это когда студент живет в пространстве, которое чем-то очерчено, а персонализация – когда появляется гибридное сетевое образование, и он может выбрать курс, которого нет в его университете вообще, и зачесть его себе. Надеемся, лет через пять лет это где-то случится.
К сожалению, помимо идеологии, ИОТ надо сделать еще и организационно. Это другая культура и другая жизнь вуза в целом. И тут нужна поддержка первых лиц вуза.
Что же касается эффектов - вы получаете саморазвивающуюся систему, которая начинает поглощать все лучшие ресурсы вокруг вас. Мы видим, как в результате студенты поехали назад в регион, преподаватели перестали уезжать. Это крутая вещь и это коммуникативная педагогика, при этом все онлайн-платформы не самоцель, они внутри и это просто формы учебных встреч. Смысл в том, что есть известный опыт студента и известный опыт преподавателя, и они выбирают друг друга – это и есть настоящая персонализация».
Источник: Пресс-служба ИОТ-университета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.