Школам страны не хватает педагогов. По данным Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте, дефицит таких кадров в 2021 году был 250 тысяч человек. За последние два года проблема нехватки учителей обострилась. На это обратила внимание министра просвещения Сергея Кравцова первый зампред профильного Комитета Госдумы Яна Лантратова. По мнению депутата, в России необходимо повышать престиж профессии учителя. Для этого нужно разработать и принять федеральную Стратегию «Профессия — просвещать», говорится в письме Лантратовой Кравцову. Документ есть в распоряжении «Парламентской газеты».
2,5 миллиона просветителей в стране
По данным кабмина, на начало 2022/23 учебного года в России числилось почти 2,5 миллиона педагогических работников. Больше всего из них работали в школах — 1,3 миллиона, а также детских садах — около 666 тысяч человек. В колледжах и вузах количество педагогов схожее — 200 тысяч и 215 тысяч соответственно. Это следует из ежегодного доклада кабмина о реализации госполитики в сфере образования.
При этом, как отметили в Правительстве, положительная динамика роста численности педагогических работников отмечается только в сфере среднего профессионального образования — плюс 2,3 тысячи человек к 2021 году. А вот педагогов-дошкольников стало меньше на 15,6 тысячи, общего образования — на 3,6 тысячи человек.
Это падение не последнее — в особой зоне риска воспитатели, полагают в кабмине. С 2019 года в стране сокращается количество дошкольников. Только за год их стало меньше на 332,4 тысячи человек. Эта тенденция сохранится до 2026 года, полагают в кабмине. Поэтому в Минпросвещения прогнозируют дальнейшее снижение численности воспитателей.
Шесть процентов кадров до 30 лет к 2029 году
Нехватка учителей, особенно в школах, уже привела к чрезмерной наполняемости классов, отметила первый зампред Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова в письме на имя профильного министра Сергея Кравцова. Одновременно растет объем учебной нагрузки на учителей, отметила депутат.
«По данным прошлого года, 22 процента учителей вели 24—29 уроков в неделю при нормативе в 18 часов, а 26 процентов педагогов вели 30 и более уроков. Как следствие, значительно падает качество образования и уровень подготовки российских школьников», — указала Лантратова.
Кроме того, депутат обратила внимание на уменьшение числа молодых учителей: по прогнозу Российской академии образования, к 2029 году в школах будут трудиться не более шести процентов учителей до 30 лет, сообщила парламентарий.
Сложившая ситуация требует немедленного решения на государственном уровне, уверена первый зампред профильного комитета Госдумы: «В связи с этим предлагаю рассмотреть возможность разработки и реализации федеральной Стратегии «Профессия — просвещать» по формированию позитивного образа учителя».
По мнению Яны Лантратовой, сформировать такой образ можно за счет комплекса мер, в том числе с помощью массовой культуры. Это, например, производство художественных фильмов о школе и учителях, указала депутат. «В этой связи предлагается выделение специального гранта на съемки игрового кинофильма, транслирующего реалистичный положительный образ современных российских учителей», — предложила Лантратова.
Также важно рассказывать и о реальных преподавателях, в том числе работающих на территории регионов специальной военной операции, в условиях Крайнего Севера, с детьми, имеющими инвалидность, полагает депутат. «Это возможно осуществить благодаря производству серии документальных фильмов, которые также должны доноситься до массового зрителя с помощью телевидения и российских цифровых площадок», — отметила она.
Иметь возможность рассказать о любимом педагоге должны все жители страны, полагает Яна Лантратова. Для этого предлагается запустить всероссийскую акцию-конкурс #мой учитель. В ее рамках жители России смогут записать и опубликовать короткие видеоролики о своих педагогах. Привлечь к акции также предлагается героев СВО, политических лидеров, известных ученых и выдающихся деятелей культуры.
Первая практика еще в школе
Также по мнению депутата, ученики, которые планируют связать свою судьбу со школой, должны как можно раньше знакомиться с профессией учителя. Например, необходимо разрешить учащимся 10—11 специализированных психолого-педагогических классов подработку в качестве вожатых в лагерях детского отдыха в своих субъектах, отметила депутат.
«Это особенно важно, поскольку таким образом учащиеся школ сами окажутся на месте своих педагогов, поймут, как тяжело учить, воспитывать и заботиться о безопасности детей. Так школьники смогут лучше понять своих учителей, проникнутся к ним уважением», — подчеркнула Яна Лантратова.
По мнению депутата, отдельного внимания заслуживает профессиональный праздник педагога — День учителя.
«Поскольку данный праздник носит профессиональный характер, он не может быть объявлен праздничным нерабочим днем. Однако, учитывая высокую социальную значимость профессии учителя, предлагаю добавить к ежегодному оплачиваемому отпуску педагогов еще один день в качестве компенсации за День учителя», — написала депутат министру.
Источник: Парламентская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.