В Томске на базе ТПУ прошел совместный семинар ИОТ-консорциума и консорциума «Новое инженерное образование» на тему «Проектное обучение как педагогическая технология».
Тема проектного обучения вызвала горячую дискуссию на недавно прошедшем Втором всероссийском ИОТ-слете, в продолжение дискуссии университеты поделились кейсами для совместной проработки общности модели проектного обучения.
В работе семинара приняли участие НГУ, ТПУ, ТГУ, СибГИУ, УГНТУ, НГТУ, ЛЭТИ, ГУАП, ТюмГУ, ТГПУ, ТГАСУ, модератор семинара – команда ИОТ-университета.
Фото - Пресс-служба ИОТ-универитета
Начальник управления стратегии образования НГТУ Наталья Плотникова рассказала, что НГТУ НЭТИ проектной деятельностью студенты занимаются с 2019 года:
«На сегодняшний день в эту деятельность вовлечены около 6000 студентов (1 и 2 курсы) в рамках обязательной дисциплины «Основы проектной деятельности». Основной особенностью этой дисциплины является, прежде всего, междисциплинарность команд. Студенты разных направлений объединяются рандомно в команды на 1 курсеи в таком составе выполняют проекты. Это необходимо для того, чтобы в процессе выполнения проекта студенты могли примерить на себя разные роли, отработать как профессиональные, так и надпрофессиональные навыки. Вторая важная особенность заключается в нацеленности проекта на продуктовый результат. В НГТУ НЭТИ создана площадка «Центр студенческой проектной деятельности», оснащенная современным технологическим оборудованием, где студентам помогают довести их идею до реального продуктового результата».
Проректор по развитию основных образовательных программ СибГИУ Ольга Приходько поделилась опытом проектного обучения университета в рамках основных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования, которое ведется с 2016 года:
«В 2023 году в университете осуществлена пересборка образовательных программ Института передовых инженерных технологий. В новое образовательное пространство инженерного бакалавриата войдут все первокурсники 2023 года набора пилотного института. «Инженерный бакалавриат» – это ориентированная на производственные процессы и проекты развития, инновационная модель образовательных программ, разработанная и реализуемая СибГИУ совместно с экспертами ЕВРАЗа.В основе новых образовательных программ лежат 8 последовательно выполняемых проектов с возрастающей сложностью, которые каждый студент пройдет с первого семестра до выпуска. Проектное обучение основано на актуальных производственных задачах развития ЕВРАЗ ЗСМК, сопровождается руководителем от университета и наставником – инженером от профильного подразделения комбината и предполагают тесную связь теории и практической деятельности на производственных площадках. Образовательная программа предполагает возможность смены образовательного маршрута; выстраивание индивидуального карьерного трека, начиная с 1 курса; возможность выбора тематики проектов по направлению совершенствования технологии или цифровой трансформации производства».
Директор Евразийской Политехнической школы УГНТУ Денис Гулинотметил, что на базе школы проектная деятельность запущена в виде междисциплинарных инженерных проектов студентов 1-2 курсов:
«Это - проектирование машины Голдберга, конструирование робототехнических систем, моделирование технологических процессов. Важно, чтоб в процесс реализации проектов были вовлечены преподаватели всех дисциплин: от математики до софт-дисциплин, только это может дать положительный результат. Семинар - отличное место для обмена опытом между университетами. Радует, что участники делились не только победами, но и совершенными ошибками – это, безусловно, помогает при разработке новых образовательных проектов в вузе».
Ассистент кафедры «Электротехника и электрооборудование предприятий» УГНТУ Андрей Бодылев рассказал:
«При организации проектного обучения мы решили создать не просто предмет в рамках учебного процесса, а целую программу взаимодействия «Vproekte» - это программа взаимодействия студентов и преподавателей с руководством вуза и индустриальными партнерами, нацеленными на получение продуктового результата. В рамках интеграции проектного обучения в образовательный процесс были созданы проектные мастерские, в которых обучались студенты 1-го курса горно-нефтяного факультета».
Заместитель проректора по образовательной деятельности ТПУ Елена Кабаева поделилась планами университета:
«Томский политех акцентирует внимание на том, что одной из составляющих успеха проектного обучения является квалификация проектных наставников. А это требует трансформации педагогических подходов и развенчания таких стереотипов, как: «руководить проектом может каждый», «преподаватели прекрасно с этим справляются», «курсовые проекты - это и есть проектное обучение» и т.п. Совместно с Консорциумом «Новое инженерное образование» и ИОТ-университетом мы запускаем программу«Руководитель междисциплинарного проекта в Университете», которая направлена на развитие преподавательских навыков за пределами аудиторных форматов. Это программа широкой полезности: во-первых, преподаватель проектирует собственную карту руководства проектом, ведь проект всегда имеет уникальный результат. А это означает, что подход к руководству тоже должен быть проектным, чтобы составить план и минимизировать риски недостижения результата. Во-вторых, университет получает возможность развить среду (в том числе цифровую) поддержки проектной деятельности студентов. На наш взгляд, эта программа - мощный импульс развития проектного обучения в университетах. Ее изюминкой является руководство проектами межпрограммными, с уникальными результатами и, пожалуй, впервые в программах такого типа выделяется два типа результатов: продуктовый и образовательный».
Лидер практики управления изменениями ИОТ-университета Александр Елисеенко поделился выводами по итогам семинара:
«Ключевые результаты работы семинара заключаются в формировании зон развития проектного обучения и его проблемного поля. Дискуссия на семинаре разворачивалась вокруг проблемы целеполагания и выбора варианта реализации проектного обучения. Относительно какие целей необходимо перестраивать всю образовательную программу целиком или же достаточно выделить несколько зачетных единиц в семестр. Без ясно сформулированной цели, стратегического целеполагания невозможно определить роль и назначение проектного обучения, а также сложность самой модели проектного обучения. Это же относится и к модели управления проектным обучением, которая требует и целеполагания и набора показателей качества и продуктивности проектного обучения, особенно в разрезе достигаемых результатов обучения. Второй значимой областью развития проектного обучения выделяется вопрос подготовки и привлечения проектных наставников. Это один из ключевых дефицитов реализации проектного обучения, и фундаментальный риск этой педагогической практики. Хорошим решением должна стать совместная работа университетов и партнеров по производству специальных проектно-ориентированных программ подготовки кураторов проектов. Третьей зоной развития можно назвать вопрос вовлечения студентов и преподавателей в этот формат взаимодействия. Не всегда студенты и преподаватели понимают необходимость и ценность проектного обучения, не видят его как способ достижения образовательного результата, что сказывается на качестве, вовлеченности и отношении к проектному обучению. Заметим, это происходит не из-за того, что что-то не так с самим подходом, а скорее отторжение проектного обучения является следствием непонимания, сложности, а иногда и простым нежеланием менять устоявшуюся за десятки лет преподавательскую деятельность. Эти и другие зоны развития и вызовы для проектного обучения, конечно, важно решать сообща, вовлекая разных представителей университетского сообщества, поэтому так важно делиться практиками, проблематизировать и делиться наработками в реализации, моделировании и управлении проектным обучением в современном университете.
С точки зрения практики ИОТ-Университета проектное обучение является довольно мощной педагогической технологией, которая требует сильной амбиции университета и реальной необходимости создавать проектно-ориентированные образовательные программы. Логистика программ с проектным обучением усложняется, разнообразие компетенций и ролей, которые требует реализация проектного обучения, возрастает, и все это требует управления. Поэтому проектирование модели проектного обучения необходимо таким образом, чтобы ожидаемая польза проектного обучения соотносилась и со стратегической целью, и с возможностями университета. В противном случае, качество проектного обучения будет снижаться, а сама практика выродится до использования времени проектного обучения в других образовательных активностях».
Директор CUSTIS по образовательным продуктам и технологиям Илья Дубинский считает, что проектное обучение является мощным образовательным инструментом, специально направленным на обучение в парадигме образовательной философии Социальной эффективности:
«Но поскольку большинство российских вузов всё ещё живёт и функционирует в традиционной Академической парадигме, проектное обучение зачастую воспринимается чуждым, необязательным и большинству преподавателей и администраторов непонятно. На практике, в большинстве случаев, проектное обучение заменяется вовлечением студентов в проектную деятельность того или иного рода — лучше чем ничего, но не использует возможности метода. В то же время необходимо осознавать, что амбициозные планы по подготовке современных инженеров, исследователей, управленцев, общественников, в которых прописаны обучение навыкам и метакомпетенциям, воспитание субъектности, ответственности и патриотизма — невозможны без полноценного внедрения проектного образования, и тем самым, в качестве одного из условий, осознанного перехода вуза к образовательной философии Социальной эффективности. Самый значительный вызов в том, что для полноценного внедрения проектного обучения и достижения желаемых эффектов необходимо изменить баланс времени и ресурсов, уделяемых традиционным предметам и курсам, использующим новые методы, такие как проектное и продуктовое обучение, learning-by-doing, и т.д. Этот кажущийся на первый взгляд простым шаг совсем не прост, так как потребует от вуза существенных организационных и структурных изменений, воспитания преподавательских кадров нового типа, изменения организации и оплаты труда и поощрений, и это еще не все. Следующий из наиболее значительных вызовов – подготовка преподавателей, способных создавать курсы, использующие проектное обучение как метод, взаимодействовать с учащимися и учить в парадигме социальной эффективности и мотивированных делать это.
Насколько необходимо проектное обучение как сущность, в дискуссии на Втором всероссийском ИОТ-слёте четко обозначил к. т. н., профессор кафедры ИКТ, руководитель лаборатории искусственного интеллекта Московского Политеха, разработчик методических рекомендаций Минобрнауки РФ по реализации перевернутого учебного плана Андрей Филиппович:
«Все технические университеты и другие, где возможна проектная продуктовая деятельность, должны внедрять проектную деятельность. А иначе они проиграют и исчезнут. Все современные продукты мы будем делать в команде, жизненный цикл будет сокращаться. Проектное обучение — это новое электричество для системы образования».
Ч.Т.Д., как говорили и говорят университеты.
Источник: Пресс-служба ИОТ-универитета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.