«Растим гражданина: эксперты рассказали о приоритетах гражданского воспитания

26.05.2023 186

Круглый стол «Растим гражданина: эксперты России о приоритетах гражданского воспитания» прошел в ОП РФ 23 мая.

В нем приняли участие председатель Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Елена Родионова и член Комиссии ОП РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик Владимир Журавлев.

Участники встречи отметили, что, несмотря на большое внимание, которое в последнее время уделяется теме гражданского и патриотического воспитания, школьные учителя и преподаватели в вузах по-прежнему не умеют целенаправленно работать с детьми и подростками. Специальная военная операция показала, что ни те ни другие не имеют навыков говорить на сложные гражданские темы и выстраивать общегосударственную позицию.

Фото - oprf.ru

О том, что общество при этом имеет запрос на качественное информационное просвещение, заявила Елена Родионова. Она отметила, что необходимо проводить грамотную работу с контентом, но технологий работы с ним нет.

«Информации много, но с ней никто не работает, — подчеркнула она. — Открыв вопросы ЕГЭ по Сталинградской битве, я пришла в ужас. Нам не нужны все эти мелкие детали. Нужны смыслы и ценности. Надо проверять понимание и значение важных событий в истории. Мы не раз говорили про курсы повышения квалификация учителей. Их знания должны претворяться на практике. Нужно внедрять ценностный базис в их работу. Однако тема гражданского воспитания в процессе обучения педагогов серьезно провисает. В педагогических вузах не дают эти компетенции».

Елена Родионова также отметила, что запрос на историческую правду растет. По ее мнению, людям нужна не только правда, в которую можно верить, но и та, которую можно проверить. Доказательство тому — высокая популярность проекта «Без срока давности», который нацелен на сохранение исторической памяти о венных преступлениях нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны.

Депутат Госдумы РФ Ольга Коробова подчеркнула, что гражданское воспитание поддерживается в том числе на уровне нормативных актов. Программы по реализации воспитательной деятельности идут в рамках проектов Десятилетия детства, а также во исполнение указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». По мнению депутата, несмотря на то что программы расписаны правильно, не все они реализованы.

«Гражданин — это прежде всего патриот. Отделять гражданское воспитание от духовно-нравственного и патриотического невозможно. Год педагога и наставника объявлен своевременно. Люди, которые доносят до детей важные смыслы, такие как Родина и гражданин, должны пользоваться уважением и признанием со стороны общества. Однако по этому вопросу мы в самом начале пути», — отметила она.

Историк, публицист, блогер, директор научно-исследовательского фонда «Цифровая история» Егор Яковлев подчеркнул, что видит у молодежи растущий интерес к военной истории, подвигу советского солдата и фактам фашисткой угрозы 1941–1945 годов. Он также отметил такую положительную тенденцию среди учителей и специалистов, как чтение исторических документов, которые в настоящее время впервые выкладываются в Сеть.

О проблемах, которые возникли у гражданского общества при попытке защитить историю Великой Отечественной войны, рассказала доцент кафедры психологии и педагогики Московского университета имени С.Ю. Витте и победитель конкурса лучших учителей РФ Елена Серпионова.

«Российские туристы обратили внимание, что администрация музея-мемориала “Равенсбрюк” в Германии не предлагает аудиогида на русском языке. При обращении выяснилось, что и в будущем его создание не предполагается. Тогда появилась идея о привлечении школьников с хорошим знанием немецкого языка к переводу текстов на русский и последующей записи в профессиональной студии. В этот проект также были включены лекции для его участников о реальном положении узников концентрационных лагерей. Сегодня проект поддерживается посольством России в Германии. В нем участвует 17 школ из 16 городов России», — рассказала она.

Члены ОП РФ поддержали проект и сообщили, что в скором времени планируют написать официальное письмо в Россотрудничество с предложением обратить внимание на сложившуюся ситуацию.

По мнению экспертов, эффективные практики гражданского воспитания реализует Республика Беларусь. Одна из них — издание специальных учебных пособий. Как работают эти пособия в целях воспитания гражданина, рассказала заместитель директора Национального института образования по методической работе Республики Беларусь Людмила Романовская.

«В нашей стране есть многое для воспитания гражданина. С 2004 года ежегодно издается книга для первоклассников, ее торжественно вручают в День знаний. В книге содержится выверенная и адаптированная с учетом возраста информация о том, что представляет собой страна, ее символика, традиции, достижения и культура. Издание ежегодно дорабатывается. Планируем включить в издание 3D-модели и аудиогид. Все это реализуется на средства госбюджета. Также с 2007 года мы издаем книгу для подростков 14 лет “Я гражданин Республики Беларусь”. Она содержит стилизованные иллюстрации и инфографику, выглядит современно и актуально. Книге сопутствуют два электронных приложения», — пояснила спикер.

Людмила Романовская подчеркнула, что важно проводить работу с учителями, предоставляя им инструменты внедрения издания в учебный процесс.

«В пособии для подростков поднимается также такая сложная тема, как рост страны после распада СССР. Сегодняшний уровень жизни школьники воспринимают как данность. Но важно показать, что и это достижение их страны и так было не всегда», — заключила она Людмила Романовская.

Организатором мероприятия выступила Комиссия ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию.

 
Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*