Работодателям нужны самостоятельные и ответственные молодые специалисты «индивидуальной сборки»

24.05.2023 262

Об этом сказали собственники и ТОП-менеджеры российских компаний заявили, отвечая на вопросы исследования. Как выяснилось, работодатели как никто заинтересованы в качественных изменениях системы образования и поисках решений по ее изменению. Им нужны студенты с навыком принятия решений, ответственные и имеющие практический опыт. Из опыта лучших университетов известно – больше всего формированию такого профиля специалиста содействует внедрение в вузе ИОТ (индивидуальных образовательных траекторий).

С 2020 года в России особое внимание уделяется «пересборке» системы высшего образования и повышению конкурентоспособности вузов. Ситуация с выходом России из Болонской системы вновь актуализировала эту тему. В программе поддержки трансформации университетов «Приоритеты 2030» критериями результативности указаны – повышение востребованности выпускников вузов, их разноплановая и практико-ориентированная подготовка вместе с индустриальными партнерами университетов, а также активное внедрение индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ - персональный путь студента от поступления до окончания вуза).

Вузы заявляют, что хотят меняться, чтобы готовить не просто студента, а личность, способную добиться успеха в условиях неопределенности. ИОТ дает возможность студенту, начиная с первого курса, помимо базовых общих дисциплин («мейджоры») самостоятельно выбирать дополнительные курсы, элективы («майноры»). Уже есть отечественные цифровые платформы для поддержки реализации ИОТ, они помогают проводить массовые выборные кампании, качественно организовывать гибкое расписание, поддерживать проектные активности и видеть траекторию студента «в моменте».  Уже подмечено: обучающиеся по ИОТ студенты лучше развивают навыки self skills, самостоятельность, самоорганизацию, умение делать важный выбор, более склонны брать на себя ответственность, ценят коммуникации. Профиль компетенций «индивидуальной сборки» делает таких студентов более востребованными и конкурентоспособными на рынке труда, а работодатели еще в ходе практики отмечают более высокий уровень студентов.

В России амбассадором внедрения ИОТ является ИОТ-университет - образовательная структура, созданная при поддержке ИОТ-консорциума вузов. В Консорциум входят 12 высших учебных заведений РФ: ТюмГУ, УрФУ, НИЯУ МИФИ, Сеченовский университет, ТГУ, ДВФУ, НГУ, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», ЮФУ, ТИУ, САФУ и ЯГТУ, объединившиеся на базе платформы Modeus, чтобы совместно работать над темой цифровой трансформации высшего образования в России и внедрять индивидуальные образовательные траектории в свои рабочие процессы.

В преддверии проведения Второго Всероссийского ИОТ-слёта, который пройдет в Москве 1-2 июня (https://iot-rus.ru/events/slet/2023/), мониторингово-экспертный центр «Группа 32» провел опрос работодателей (основных заказчиков на выпускников, как теперь принято говорить), как они оценивают выпускников вузов и подходы в высшем образовании.

Результаты опроса более 70 владельцев и ТОП-менеджеров компаний крупного и среднего бизнеса и организаций, если коротко, таковы: выпускники вузов пока не стали ценным продуктом для работодателей – много претензий к их недостаточному практическому опыту, неумению принимать решения и отвечать за них, отсутствиию навыков работы в команде и недостаточной широте компетенций.

Работодатели считают, что университетам важно становиться более гибкими и практико-ориентированными, шире внедрять индивидуализацию.

На примере последних 5-7 лет участники исследования заявляют, что знания и компетенции выпускников вузов довольно средние (58,8 %) либо низкие (29,4 %), указывают на средний уровень soft skills (44,1 %) и дефицит практического опыта (совокупно 86,8 %).

Молодым специалистам не хватает опыта практической работы – 61,2 %, ответственности – 53,7 %, опыта работы в команде – 53, 7%, знаний в профессиональной области и опыта работы в команде – 50,7 %, опыта принятия решений – 50,7 %, а также знаний в смежных областях – 35,8 %. Особо работодатели отметили неумение самостоятельно искать информацию, принимать решения, недостаточные коммуникационные навыки и нехватка стратегического мышления.

Участники опроса поделились тем, как сами учились в высшей школе: это преимущественно жесткий учебный план – 61,8 %, приоритет теории над практикой – 57,4 %, небольшие возможности проектной работы и решения учебных задач – 22,1 % либо работы над реальными задачами компаний  – 11,8 %, о гибком учебном плане упомянули лишь 11,7 % опрошенных.

При этом сами работодатели хотели бы учиться в высшей школе с другими приоритетами, а именно: иметь возможность проектной работы над реальными задачами компаний  – 77,9 %, идти по гибкому учебному плану с возможностью свободного выбора курсов – 44,1 % и даже изменения образовательной траектории – 44,1 %, работать в проектах над учебными задачами хотели бы 26,5 %, не против жесткого учебного плана всего 16,2 %.

Аргументы к такой картине изменений в высшем образовании приведены следующие: мир становится практичным, надо учиться тому, что реально пригодится; изменение траектории соответствует изменениям технологий и рынка труда; формирует конкурентоспособность и дает практические навыки; быстрая смена задач и приоритетов во всех сферах реальной экономики требует оперативно менять планы обучения, такой формат позволяет это сделать без ущерба базовым знаниям; дифференцированное понимание профессиональных ролей требует сочетания компетенций.

Для многих работодателей оказалось новостью, что в некоторых вузах России уже внедряют ИОТ.

Для справки - сегодня в России в вузовском образовании внедряется ИОТ-модель (индивидуальные образовательные траектории), включающая:

- обязательный блок общеобразовательных дисциплин (ядро)

- основной профиль специальности + возможность выбора курсов вне профиля

- возможность свободного выбора курсов из числа общеуниверситетских независимо от факультета

- возможность работы в проектных группах над реальными задачами компаний/организаций

- возможность привлечения лекторов из лучших университетов вне региона (онлайн)

- возможность изменения образовательной траектории после 2 курса (вплоть до смены специальности)

- возможность расширения набора получаемых компетенций

Реакции работодателей приводим ниже (цитаты):

  • Большинство молодых специалистов, которых берем, страдают одним - непониманием, зачем надо много работать, и отсутствием ответственности. За работу, за свое профразвитие. Они приходят в компанию с посылом «мне все должны»: зарплату, хороший коллектив, доброго (нетребовательного) начальника, обучение. В Москве ситуация хуже в разы, чем в регионах. Люди идут после школы в институт, потому что так принято (+ армия для мальчиков). Учатся без мотивации, непонимания чему и зачем, потом точно также на работу приходят  - без понимания зачем и для чего.
  • Это очень амбициозно, построить индивидуальные траектории, поскольку в реальности мир не настолько гибок. Нет у вуза бесконечного числа партнеров, нет бесконечного числа преподавателей или даже их цифровых элементов (кусов, программ, опросников и т.д.)
  • Наличие у выпускников опыта реализации задач в компаниях позволит им претендовать на более привлекательные вакансии, быстрее двигаться по карьерной лестнице, быть более эффективными самим и помогать становиться более эффективной компании-работодателю.
  • Необходимо вернуться к модели образования, которая была 20 лет назад. В нашем ВУЗе (МИФИ) нас учили, как разобраться в любом вопросе, методам и подходам. Сейчас молодежь только по шаблонам умеет действовать. Сужу по своим детям, которые недавно закончили магистратуру.
  • Это придаст осознанности в выборе профессии. Чем больше багаж компетенций, тем больше уверенности в принятии решений. Широкий взгляд на проблему, помогает видеть множество решений и делать выбор в пользу наиболее эффективного.
  • Умение работать с карьерными траекториями, возможность развивать на выбор I shape, T shape и E shape компетенции. Возможность получения практического опыта. Формирование понимания о гибких карьерах.
  • Это даст результат у 5 % обучаемых. Большинство не представляет, с чем столкнутся на производстве. Нужно максимальное количество практических задач, в том числе непосредственно на производстве.
  • Такие модели давно внедрены во многих вузах страны, лет 10 реализуются в школах. Это зарубежная модель, которую сложно приземлять в вузах России ввиду ряда ограничений
  • Это необходимо и неизбежно. Без этого высшая школа постепенно умрет. Уже сейчас быстрое получение компетенций более востребовано, чем вышка.
  • Знание других интересных специалисту дисциплин, что даёт объемность видения ситуации, а также опыт завершенного решения практических задач.
  • Лучших лекторов из университетов вне региона не найдёшь и не заманишь в 700 Российских ВУЗов (минус 50 Москвы и СПб).
  • Молодые - совершенно аморфные тупорылые амебы с высоким чувством собственного достоинства, пусть учатся, конечно.
  • Если студенты будут знать свою цель, то такой подход однозначно поможет им быстрее получить нужные знания.
  • Это гораздо больше расширит их компетенции, опыт в принятии решений, готовность к ответственности и мотивацию.
  • Конечно, это обеспечит более успешное введение специалиста в практическую деятельность.
  • Это будут готовые к работе специалисты, более выгодные для моей компании
  • Возможность закрепить полученные знания. Получить практические навыки
  • Осознание, тот ли карьерный трек выбрал 2. Практический опыт работы
  • Понимание выбранной профессии, приобретение социального опыта.
  • Больше кругозора и насмотренности в профессии, даст практические навыки и опыт.

Внешние эксперты оценили ответы работодателей, в свою очередь, ответили на вопросы: что  нужно поменять в высшем образовании, чтобы работодатели получили тех выпускников, которые будут им полезны и нужны?

Павел Склянчук, член Совета молодых политологов Российской ассоциации политической науки, член комитета по политтехнологиям Российской ассоциации по связям с общественностьюМне, как выпускнику Томского университета по направлению «политология», близка и понятна актуальность индивидуальных стратегий в высшем образовании. Думаю, ИОТ должна стать основой обучения студентов. Также необходимо, чтобы в учебном процессе серьёзное относились к  производственной практике. Это действенный инструмент для работодателей испытать в бою перспективных выпускников. Например, каждый год выпускается полтысячи дипломированных политологов, учившихся на бюджетных местах. Почему бы их всех не брать помощниками депутатов, не интегрировать в работу политических партий? Государство учит политологов, но работы им не дает, это неправильно».
Илья Дубинский, директор CUSTIS по образовательным продуктам и технологиям: «Работодатели хотят, чтобы работники были максимально подготовлены к эффективной деятельности в их компании на ролях, на которые их наняли - с первого дня работы. Современный российский образовательный подход, на мой взгляд, маскируется под социальную эффективность (ФГОСы, карты компетенций и прочее), но на самом деле остается на 95+% академическим по всем основным критериям. Этот разрыв опрос и подсветил. ИОТ как способ организации образовательной логистики, конечно, больше нужен для эффективного применения «новых» образовательных философий, но также полезен и в применении академической философии, что, собственно, и делается в большинстве случаев, не приводя к желаемым работодателями изменениям, за исключением тех редких случаев, когда учащиеся и работодатели действительно имеют реальный вес в определении того, чему и как учить. Правда в этих случаях возникает проблема того, что учащиеся и работодатели, не являясь профессионалами в обучении, и хорошо понимая «зачем», делают ошибки в «чему» и «как»… Но это уже другая история».

 

Источник: Пресс-служба ИОТ университет




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*