Культура как информационная система включает в себя всю совокупность выработанных на протяжении веков значимых символов, смыслов, ценностей, норм, обычаев, верований, традиций, на основе чего человек, общество, государство организуют свою жизнедеятельность. В рамках тематизации Конференции на Пленарном заседании и тематических секциях по областям наук были рассмотрены актуальные вопросы современности, в том числе в области образования, науки, искусства. Выступления ораторов способствовали осмыслению множества проекций предметной деятельности человека, социальных институтов, государства в целом.
Вопросы взаимодействия культуры и информации, цифровизации и виртуализации сознания представлены в серии таких докладов как «Проблема духовной культуры в условиях информационного общества» (Н.М. Баданова); «Политические коммуникации в условиях цифровизации» (В.В. Литвин) и мн. др.
Фото - Пресс-служба ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского
Нередко в современной литературе отмечается, что эпоха информационного общества, понимаемая как высший этап развития человечества, на самом деле, как отметил С.А. Нижников, является высшим этапом зомбирования человека – так происходит мощнейшее манипулирование его сознанием при помощи средств массовой информации и в особенности сети «Интернет». Не случайно в настоящее время стоит задача блокирования недостоверной информации и преодоления “клипового мышления”, недопущения эмоционального и умственного истощения, физиологического дискомфорта. В условиях научно-технологического развития возникает целый спектр проблем, касающихся здорового образа жизни современного человека и общественной жизни в целом. Этим вопросам посвящены доклады: «Информационно-психологическая безопасность человека, общества, государства: субъект-объектные отношения» (А.Н. Шамгунов, И.А. Безденежных); «Изучение отношения московской молодежи к здоровьесберегающим техникам» (А.А. Чернявский, А.В., Аксенова); «Личная неприкосновенность и ценностная ориентация» (А.К. Полянина); «Сложные (проблемные) студенты на групповых занятиях: газлайтинг, абьюзинг, буллинг. Лайфхаки на все случаи» (М.В. Рахимова) и др.
Фото - Пресс-служба ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского
Образовательный процесс и образование как социальный институт не должны уходить в тень массовой культуры, так как их миссия состоит в утверждении высоких культурных ценностей, в том числе средствами искусства, дающего свет мудрости и красоты.
Требуется интеллектуальный труд, к нему нужно готовить молодое поколение, которое не будет рабами интернета, а будет самостоятельным во взаимодействии друг с другом на уровне обмена знаниями, умением, опытом. Этим вопросам посвящены доклады: «Зодчество как явление культуры» (Ю.А. Скорченко); «Особенности составления лингводидактического комментария к «восточным» миниатюрам В.П. Астафьева (на примере миниатюр «Как лечили богиню» и «Опять самосожжение» из сборника «Затеси»)» (К.Р. Байбекова, Н.А. Хайдарова); «Формирование репертуара в профессиональном образовательном учреждении театрального направления – проблемы, смыслы и помыслы» (О.А. Литвинова); «К вопросу о воплощении эмоций в технике дирижера-хормейстера» (И.Р. Садыкова) и др.
Фото - Пресс-служба ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского
Особое значение в настоящее время приобретает взаимосвязь образования и воспитания. Молодежь, которая не имеет критериев морали в силу должного воспитания, по замечанию С.А. Нижникова (РУДН, Москва), открыта для давления со стороны, становится заложником какой-либо пропаганды. В образовании не важна «показуха», иначе говоря – качество образования не должно подменяться количественными показателями. Вопросам образования и воспитания посвящены доклады: «Особенности профессионального воспитания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации» (С.В. Тепляков); «Краеведение – основа воспитания патриотизма подрастающего поколения» (Е.Н. Попова, Л.Н. Филатова); «О роли симфонического оркестра в воспитании будущих музыкантов» (А.М. Матушкин); «Развивающий диалог как форма взаимодействия в современном образовательном пространстве» (Э.Г. Мухибуллина); «Произведение искусства как форма бытия человека: философский аспект» (О.А. Егорова) и мн. др.
Фото - Пресс-служба ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского
Участники конференции отметили, что для реализации форм социокультурной коммуникации необходимо понимание действительного смысла гармоничных отношений, который завязан на мировоззренческо-методологическом, жизненно-практическом, духовно-интеллектуальном модусах бытия человека.
Для формирования современного миропорядка важно удержать равновесие между традициями и новациями буквально во всех сферах общественной жизни. Традиция концептуально содержит в себе идею непрерывности. Именно традиция, благодаря неизменному, повторяющемуся в культуре, позволяет увидеть все то новое, что происходит в современном мире. Более того, традиции, обладая неизбывной жизненной силой, содержательно обновляясь, прочно прорастают в уже новые гармоничные формы жизнеустройства человека, общества, государства. Необходимо сохранять и развивать национальную культуру на основе диалога представителей мира в его культурном многообразии. Образование – необходимое условие существования человека на протяжении всей его жизни.
Фото - Пресс-служба ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского
Очный формат проведения Конференции с применением современных дистанционных технологий позволил создать условия для получения плодотворных результатов. Участники Конференции обменялись опытом научно-исследовательской работы по самым разным направлениям образовательной, художественно-творческой и социокультурной деятельности. В дискуссии приняли участие философы, культурологи, искусствоведы, историки, юристы, филологи, музыканты, преподаватели и студенты высших учебных заведений. Всего участников – 77 человек: из 17 городов РФ (Москва – 7; Санкт-Петербург – 8; Барнаул – 1; Владимир – 2; Губкин – 2; Йошкар-Ола – 1; Киров – 2; Луганск – 1; Нальчик – 1; Нижний Новгород – 2; Новый Оскол – 1; Тольятти – 2; Самара – 1; Саранск – 2; Саратов – 1; Смоленск – 1; Челябинск – 35) и 3 городов зарубежных стран (Республика Беларусь, г. Минск – 2; Республика Узбекистан, г. Андижан – 2; Республика Чехия, г. Брно – 1).
Источник: Пресс-служба ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.