В мероприятии приняли участие Помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко, председатель Комитета Госдумы РФ по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, ректорский корпус, в том числе руководители вузов — участников пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования. Заседание прошло под председательством главы Минобрнауки России Валерия Фалькова.
«21 февраля 2023 года Президент России Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию поставил задачу о совершенствовании системы высшего образования Российской Федерации. Мы с коллегами из Администрации Президента, вместе с научным и профессиональным сообществом стали последовательно формировать подходы по совершенствованию системы высшего образования. Перечень необходимых изменений подразумевает, прежде всего, поправки в закон об образовании, в законы-спутники — их больше 250, подзаконные акты. Также потребуется создание нового перечня образовательных программ, документов о высшем образовании, реформирование работы федеральных научно-методических объединений. Мы считаем, что с учетом эксперимента переход на обучение по новой системе ориентировочно просматривается в 2025 году», — сказал Валерий Фальков.
Фото - minobrnauki.gov.ru
Министр отметил, что новая система высшего образования предполагает существенную переработку действующего механизма. При этом этот процесс никак не отразится на выпускниках школ и на процедуре приема в вузы. По словам Валерия Фалькова, вместо бакалавриата и специалитета будет осуществляться подготовка специалистов по базовому высшему образованию со сроком обучения от 4 до 6 лет.
«Здесь важно уйти от простого противопоставления специалитета и бакалавриата в сторону гибкости сроков в обучении в формате базового образования, потому что сроки обучения диктуются рынком туда, квалификацией, требованием работодателей. Форма тоже важна, но я бы не стал уделять ей гипертрофированное внимание. Кроме того, в новой системе важно четко развести образовательную ступень и профессиональные квалификации в документах об образовании, соблюсти баланс между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях меняющихся задач на рынке труда», — отметил Валерий Фальков.
По словам Министра, вместо магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки появится специализированное высшее образование.
«Специализированное высшее образование будет предоставляться лицам, имеющим базовое высшее образование. Оно предполагает углубленную отраслевую подготовку кадров и отход от двухлетнего обучения в пользу вариативного (1–3 года). Число вузов и научных организаций, которые реализуют программы магистратуры, будет оптимизировано», — отметил Министр.
Специализированное высшее образование предлагается разделить на академическую и профессиональную магистратуры.
«Академическая магистратура — это та, которая соответствует приоритетам научного развития, поэтому в полной мере должна финансироваться за счет бюджета. А вот профессиональная магистратура, имеющая своих прямых бенефициаров (допустим, работодателей из числа промышленных предприятий) может и должна иметь гибкие схемы финансирования, в том числе может финансироваться крупными корпорациями, отраслями или частными лицами», — отметил Валерий Фальков.
Аспирантура в новой системе будет нацелена на подготовку научных и научно-педагогических кадров. Важно, что в центре аспирантуры, ее спецификой, станет уклон на научную деятельность.
Кроме того, Минобрнауки России вместе с вузами и профессиональным сообществом займется составлением нового перечня специальностей и направлений подготовки, образовательных программ, совершенствованием распределения контрольных цифр приема.
Также Валерий Фальков напомнил, что Президент России Владимир Путин подписал указ о реализации с 2023–2024 учебного года пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования. В его реализации принимают участие Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Московский авиационный институт, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет. До 30 июня 2023 года они разработают новые образовательные стандарты и программы, а также получат право перераспределения бюджетных мест между направлениями подготовки.
В ходе обсуждения Валерий Фальков подчеркнул, что в основе всех изменений должно быть качество образования.
«Все профессиональные вопросы, результаты, сроки обучения, образовательные стандарты, распределение контрольных цифр приема — в основе всего должна быть простая интегральная характеристика — качество образования. Мы предлагаем комплексный подход к принятию решений, поскольку у каждой стороны есть свои мотивы и интересы, здесь важно все сбалансировать», — сказал Министр.
Соображениями относительно нового облика системы высшего образования поделился в своем докладе также ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский.
«Полностью поддерживаю Валерия Николаевича, в дискурсе сейчас обсуждаются сроки обучения — 4 или 6 лет. Но дело не в сроках, а в образовательных результатах, понимании качества. Сегодня нужны целостность и достаточность образования, которые рынок труда воспринимает как некую завершенность. Эту завершенность мы должны с работодателями определить и вписать ее в национальные рамки», — указал он.
Как отметил генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, в новых условиях роль взаимодействия промышленности и науки становится крайне важной.
«Нам нужны качественные и быстрые новые решения в области подготовки инженерных кадров как для разработки, так и для управления производством. В этой связи мы были ярыми сторонниками передовых инженерных школ. Это очень важный проект. Рассчитываем получить специалистов нового уровня именно во взаимодействии образования и промышленности. Относительно новой системы высшего образования, которая меняет бакалавриат/магистратуру, мне, наверное, все-таки не очень просто в этом вопросе дать какую-то оценку. Но если предложения, которые вносит Минобрнауки, помогут получить качественного специалиста, то мы с удовольствием за это беремся», — отметил он.
О важности связи школьного и высшего образования также высказался ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, президент Российского Союза ректоров Виктор Садовничий.
«Мы должны объединиться со средней школой. В наших программах должен быть такой раздел. Надо выбрать правильный вектор тех реформ, которые мы собираемся проводить. Наша позиция состоит в том, что главным вектором образования необходимо сделать поддержку фундаментального образования», — сказал Виктор Садовничий.
Помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко в заключительном слове отметил, что при совершенствовании системы и в части науки, и в части высшего образования нужно обеспечить преемственность, взяв из действующих механизмов весь положительный опыт. Говоря о сроках обучения, помощник Президента обратил внимание на необходимость аккуратного подхода к этому вопросу.
«Есть отрасли, где 6-летнее образование не нужно. Например, IT. Другое дело, что через какое-то время для такого специалиста надо подключить дополнительное образование. А фундаментальную науку надо всю жизнь изучать. Так что не надо привязывать всех к одному сроку», — сказал Андрей Фурсенко.
Источник: Пресс-служба Минобрнауки России
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.