ВШЖ ТГУ ставит навыки цифровой журналистики студентам разных вузов

07.05.2023 242

Высшая школа журналистики Томского госуниверситета в рамках федерального проекта Минобрнауки РФ «Цифровые кафедры» обучает более 100 студентов российских вузов. О том, какие знания и навыки дает программа «Цифровой журналист», почему умение создавать и продвигать цифровые медиа может пригодиться людям любой профессии, в интервью Alma Mater рассказал руководитель медиацентра ВШЖ ТГУ Максим Ваганов. 

СЛОВО – В «ЦИФРУ»

– Максим, расскажите, студенты каких специальностей и из каких вузов обучаются по новой программе на базе ВШЖ?

– Большая часть – это студенты из ТГУ, Иркутского национального исследовательского технического университета, Тверского госуниверситета и Уральского государственного юридического университета. Если говорить о направлениях, то, ожидаемо, основная часть наших слушателей – это гуманитарии. Топ специальностей, представители которых сейчас обучаются в рамках «Цифровой кафедры», выглядит так: журналистика, история, лингвистика, реклама и связи с общественностью, менеджмент. Изначально нам поступило 200 заявок, но успешно пройти входное тестирование смогли 120 человек, которые и были зачислены. 

– В чем основная идея программы «Цифровой журналист»? 

– Основной посыл – мы учим создавать и продвигать медиапроекты. Набор навыков у современного цифрового журналиста очень большой, поэтому мы сконцентрировались на медиапроектировании и медиамаркетинге.

Команда программы оборудовала студию записи в корпусе факультета журналистики, чтобы можно было снять видеолекцию в любое время.png
Команда программы оборудовала студию записи в корпусе факультета журналистики, чтобы можно было снять видеолекцию в любое время

– Максим, давайте уточним, зачем цифровая журналистика, например, историку? 

– По нашим опросам (пожелания) эта история не про то, чтобы получить узкий навык в получаемой профессии, а про попробовать себя в какой-то немного другой ипостаси. Мы знаем, что в 17 лет сложно правильно сделать однозначный выбор профессии, который будет раз и навсегда. Особенно сейчас, когда мы живем в очень изменчивом мире, где столь быстро появляются новые технологии – нейросети, беспилотный транспорт и так далее. Поэтому мы считаем, что это нормально, когда студенты различных специальностей уже во время учебы присматриваются к каким-то смежным направлениям или совсем другим, к примеру, как наши участники программы, получающие специальность в сфере IT. 

Соцсети и интернет сейчас очень важная часть жизни человека, они служат площадкой не только для коммуникации, но и для продвижения. Это важно для человека любой профессии, но для ученого особенно. Человек должен уметь увлекательно и доступно рассказывать о своем исследовании, а такая площадка, как соцсети позволяет находить новых единомышленников, генерировать новые идеи для проектов. Поэтому при грамотном использовании это очень функциональный инструмент. Например, сейчас юристы, психологи, врачи и другие специалисты нередко ведут профессиональные блоги. Это интересно им самим и полезно другим людям. 

Наша программа учит не только интересно писать, но и понимать принципы существования информационного поля и продвигаться в нем профессионально. Более того, нужно учитывать еще один момент – сейчас практически все организации ведут свои соцсети. Зачастую это поручают делать человеку, который не является специалистом в области smm. Поэтому наличие компетенций в области медиапроектирования и медиамаркетинга – это тот багаж, который никогда не будет лишним.

В команде программы спикеры, методисты, кураторы, дизайнеры и монтажеры.jpg
В команде программы спикеры, методисты, кураторы, дизайнеры и монтажеры

ДВОЙНАЯ ПОЛЬЗА 

– Максим, расскажите, как построен процесс обучения, с чего начали, кто преподаватели программы? 

– Мы начали обучение не с алгоритмизации, как делается в большинстве случаев, а с погружения в профессию. Сначала даем свою базу, чтобы в этом большом медиамире каждый из участников нашей программы мог найти для себя место. Мы показывали профессии – контент-менеджер, smm-менеджер, журналист, работник пресс-службы, PR-сотрудник, маркетолог. 

– Программа реализуется онлайн. Какие форматы вы используете? 

– Есть вебинары, но их немного с учетом того, что людям из разных городов бывает сложно собраться вместе даже онлайн, поскольку все учатся и у каждого человека свое расписание. В основном весь материал упакован в разные форматы. Что-то мы даем в текстовом, что-то в видео, а также презентации, чтобы учиться было интересно. Студенты рассказывают: вышла, к примеру, новая лекция – я посмотрю ее в автобусе по дороге на учебу, потом после занятий прочитаю дополнительные материалы к ней. 

Первый модуль у нас – это введение в журналистику. Он был ориентирован на людей, которые не с направления «Журналистика». Содержание – сбор, обработка и распространение информации. Мы показывали, как нужно взаимодействовать со СМИ, с пресс-службами и так далее. Второй блок посвящен алгоритмизации. Занятия в нем ведут преподаватели из ИПМКН ТГУ. 

Для айтишников, которых не нужно погружать в алгоритмизацию, у нас специальный модуль от агентства «Интерфакс» по data-журналистике. Сотрудники агентства учат айтишников с помощью больших данных рассказывать журналистские истории. Инструменты сервиса, которые позволяют это делать, мы будем давать в майском блоке. Человек может выбрать для себя дизайн, работу с текстами или видео. В конце обучения состоится стажировка, во время которой наши учащиеся объединятся в группы для работы над проектами. 

Занятия ведут преподаватели факультета журналистики, ИПМКН, ИА «Интерфакс», менеджеры медиапроектов представляют свои продукты в формате кейс-шоу. 

– Тематика свободная или есть заданное направление? 

– Есть конкретное направление. Помимо того, что мы даем знания и навыки студентам, есть и стратегически важная задача, решаемая для университета. ВШЖ зафиксировалась в числе лидеров по продвижению приемных кампаний. Мы почти шесть лет помогаем с этим разным факультетам, объединениям, отдельным программам, ДПО. Стажировка по программе будет нацелена на то, чтобы помочь факультетам и институтам ТГУ рассказывать о себе. Поэтому объединенные группы мы будем передавать факультетам на июнь, когда в разгаре приемная кампания, чтобы они помогали факультетам с контентом для «приёмки». 

При этом мы не просто кидаем ребят на ГГФ или физфак со словами «идите и делайте», обязательно будет куратор – один из преподавателей, кто будет помогать. К июню мы хотим соединить студентов программы «Цифровой журналист» с участниками другой программы – «Лига продвижения». На ней сейчас обучаются сотрудники университета, отвечающие за «приёмку». Люди, получившие новые знания и навыки, вместе могут сгенерировать новые яркие идеи для приемной кампании ТГУ и воплотить их совместными усилиями. 

Нам хочется их всех перемешать, чтобы над продвижением, например, филологического факультета работали не только филологи, но и студенты других специальностей. Тогда они смогут привнести что-то свое в этот контент. Одна из целей, которую мы ставили перед собой при разработке нашей программы, – она должна быть полезна нашему университету. 

– А что будут делать люди из других вузов? 

– Они при желании будут разрабатывать проект-стратегию для своего вуза, факультета, направления, программы, с которых пришли. В любом случае результат программы «Цифровой журналист» – это не только знания и навыки, полученные ее участником, но и полезный продукт, который он сам сделал.

 

Источник: Пресс-служба ТГУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*