Высшая школа журналистики Томского госуниверситета в рамках федерального проекта Минобрнауки РФ «Цифровые кафедры» обучает более 100 студентов российских вузов. О том, какие знания и навыки дает программа «Цифровой журналист», почему умение создавать и продвигать цифровые медиа может пригодиться людям любой профессии, в интервью Alma Mater рассказал руководитель медиацентра ВШЖ ТГУ Максим Ваганов.
СЛОВО – В «ЦИФРУ»
– Максим, расскажите, студенты каких специальностей и из каких вузов обучаются по новой программе на базе ВШЖ?
– Большая часть – это студенты из ТГУ, Иркутского национального исследовательского технического университета, Тверского госуниверситета и Уральского государственного юридического университета. Если говорить о направлениях, то, ожидаемо, основная часть наших слушателей – это гуманитарии. Топ специальностей, представители которых сейчас обучаются в рамках «Цифровой кафедры», выглядит так: журналистика, история, лингвистика, реклама и связи с общественностью, менеджмент. Изначально нам поступило 200 заявок, но успешно пройти входное тестирование смогли 120 человек, которые и были зачислены.
– В чем основная идея программы «Цифровой журналист»?
– Основной посыл – мы учим создавать и продвигать медиапроекты. Набор навыков у современного цифрового журналиста очень большой, поэтому мы сконцентрировались на медиапроектировании и медиамаркетинге.
– Максим, давайте уточним, зачем цифровая журналистика, например, историку?
– По нашим опросам (пожелания) эта история не про то, чтобы получить узкий навык в получаемой профессии, а про попробовать себя в какой-то немного другой ипостаси. Мы знаем, что в 17 лет сложно правильно сделать однозначный выбор профессии, который будет раз и навсегда. Особенно сейчас, когда мы живем в очень изменчивом мире, где столь быстро появляются новые технологии – нейросети, беспилотный транспорт и так далее. Поэтому мы считаем, что это нормально, когда студенты различных специальностей уже во время учебы присматриваются к каким-то смежным направлениям или совсем другим, к примеру, как наши участники программы, получающие специальность в сфере IT.
Соцсети и интернет сейчас очень важная часть жизни человека, они служат площадкой не только для коммуникации, но и для продвижения. Это важно для человека любой профессии, но для ученого особенно. Человек должен уметь увлекательно и доступно рассказывать о своем исследовании, а такая площадка, как соцсети позволяет находить новых единомышленников, генерировать новые идеи для проектов. Поэтому при грамотном использовании это очень функциональный инструмент. Например, сейчас юристы, психологи, врачи и другие специалисты нередко ведут профессиональные блоги. Это интересно им самим и полезно другим людям.
Наша программа учит не только интересно писать, но и понимать принципы существования информационного поля и продвигаться в нем профессионально. Более того, нужно учитывать еще один момент – сейчас практически все организации ведут свои соцсети. Зачастую это поручают делать человеку, который не является специалистом в области smm. Поэтому наличие компетенций в области медиапроектирования и медиамаркетинга – это тот багаж, который никогда не будет лишним.
ДВОЙНАЯ ПОЛЬЗА
– Максим, расскажите, как построен процесс обучения, с чего начали, кто преподаватели программы?
– Мы начали обучение не с алгоритмизации, как делается в большинстве случаев, а с погружения в профессию. Сначала даем свою базу, чтобы в этом большом медиамире каждый из участников нашей программы мог найти для себя место. Мы показывали профессии – контент-менеджер, smm-менеджер, журналист, работник пресс-службы, PR-сотрудник, маркетолог.
– Программа реализуется онлайн. Какие форматы вы используете?
– Есть вебинары, но их немного с учетом того, что людям из разных городов бывает сложно собраться вместе даже онлайн, поскольку все учатся и у каждого человека свое расписание. В основном весь материал упакован в разные форматы. Что-то мы даем в текстовом, что-то в видео, а также презентации, чтобы учиться было интересно. Студенты рассказывают: вышла, к примеру, новая лекция – я посмотрю ее в автобусе по дороге на учебу, потом после занятий прочитаю дополнительные материалы к ней.
Первый модуль у нас – это введение в журналистику. Он был ориентирован на людей, которые не с направления «Журналистика». Содержание – сбор, обработка и распространение информации. Мы показывали, как нужно взаимодействовать со СМИ, с пресс-службами и так далее. Второй блок посвящен алгоритмизации. Занятия в нем ведут преподаватели из ИПМКН ТГУ.
Для айтишников, которых не нужно погружать в алгоритмизацию, у нас специальный модуль от агентства «Интерфакс» по data-журналистике. Сотрудники агентства учат айтишников с помощью больших данных рассказывать журналистские истории. Инструменты сервиса, которые позволяют это делать, мы будем давать в майском блоке. Человек может выбрать для себя дизайн, работу с текстами или видео. В конце обучения состоится стажировка, во время которой наши учащиеся объединятся в группы для работы над проектами.
Занятия ведут преподаватели факультета журналистики, ИПМКН, ИА «Интерфакс», менеджеры медиапроектов представляют свои продукты в формате кейс-шоу.
– Тематика свободная или есть заданное направление?
– Есть конкретное направление. Помимо того, что мы даем знания и навыки студентам, есть и стратегически важная задача, решаемая для университета. ВШЖ зафиксировалась в числе лидеров по продвижению приемных кампаний. Мы почти шесть лет помогаем с этим разным факультетам, объединениям, отдельным программам, ДПО. Стажировка по программе будет нацелена на то, чтобы помочь факультетам и институтам ТГУ рассказывать о себе. Поэтому объединенные группы мы будем передавать факультетам на июнь, когда в разгаре приемная кампания, чтобы они помогали факультетам с контентом для «приёмки».
При этом мы не просто кидаем ребят на ГГФ или физфак со словами «идите и делайте», обязательно будет куратор – один из преподавателей, кто будет помогать. К июню мы хотим соединить студентов программы «Цифровой журналист» с участниками другой программы – «Лига продвижения». На ней сейчас обучаются сотрудники университета, отвечающие за «приёмку». Люди, получившие новые знания и навыки, вместе могут сгенерировать новые яркие идеи для приемной кампании ТГУ и воплотить их совместными усилиями.
Нам хочется их всех перемешать, чтобы над продвижением, например, филологического факультета работали не только филологи, но и студенты других специальностей. Тогда они смогут привнести что-то свое в этот контент. Одна из целей, которую мы ставили перед собой при разработке нашей программы, – она должна быть полезна нашему университету.
– А что будут делать люди из других вузов?
– Они при желании будут разрабатывать проект-стратегию для своего вуза, факультета, направления, программы, с которых пришли. В любом случае результат программы «Цифровой журналист» – это не только знания и навыки, полученные ее участником, но и полезный продукт, который он сам сделал.
Источник: Пресс-служба ТГУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.