Участники первого Всероссийского форума «Инклюзивная школа» определили задачи на 2023 год

21.04.2023 273

Итогом двухдневного форума «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка», организованного Агентством стратегических инициатив (АСИ) при поддержке правительства Чеченской республики, стал меморандум, определяющий ценности и принципы профессионального сообщества инклюзии, а также обозначающий практические задачи по развитию инклюзивного образования на ближайший год. Этот документ состоит из пяти пунктов и будет дополняться с учетом позиции всех участников форума – педагогов, директоров школ, экспертов, представителей власти и родительского сообщества.

«Мы планируем в течение года работать со спикерами, экспертами, с практиками, которые были рассмотрены, предложениями, которые были сформулированы участниками форума, чтобы их реализовывать и в регионах, и на уровне Российской Федерации в целом. В результате сможем внести предложения по изменениям в различные нормативно-правовые акты, в федеральные программы, сформировать общие принципы и общее видение развития инклюзивного образования в нашей стране на следующие десять лет», – сказала гендиректор АСИ Светлана Чупшева.

  • Первый пункт практической части меморандума – чётко сформулировать, что такое инклюзивное образование.

«В настоящее время в законе об образовании понятие инклюзивного образования сформулировано как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Мы считаем, что это не столько понятие, сколько описание процесса или права. Инклюзивному образованию нужно дать четкую формулировку, из которой было бы понятно, что это обучение детей с особыми образовательными потребностями совместно с другими обучающимся», – сказала председатель совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) Ирина Клочко.

Кроме того, необходимо ввести четкое обоснование и нормативный контроль для перевода ученика на надомное обучение. Сейчас это происходит, по мнению экспертов ВОРДИ, в первую очередь из-за невозможности и неумения школы справиться с организацией инклюзивного подхода в образовательном процессе.

  • Второй пункт – выработка системного подхода к оценке уровня зрелости инклюзии и показателей инклюзивной культуры образовательного учреждения (через в том числе оценку конечным благополучателем).

Важным фактором здесь является поддержка учителей, которые работают с особенными детьми. Это могут быть и обязательные консультации с супервизорами, как принято, например, в сообществе психологов, и регулярные занятия арт-терапией с клиническими психологами.

  • Третий пункт – выработка модельных решений для ресурсной обеспеченности инклюзии.

Речь идет, в том числе, о сетевом взаимодействии (сейчас нет общей программы, направленной на изучение опыта и внедрение практик НКО, которые обладают значительным опытом в сфере инклюзии), о социальном партнерстве, наставничестве, новой методологии расчетов финансирования инклюзивных процессов.

«Инклюзивное образование должно получить статус цели для инвестиции государства. Это уже не какая-то сиюминутная мода, это большая системная работа, начиная с создания соответствующих условий в детских садах. Поэтому нужно переобучение управленческих кадров, а также кадров, которые отвечают за финансовые направления в региональных департаментах образования, потому что это люди компетентные, но они не всегда понимают, какие процессы они обслуживают. Мы не просим новых денег, мы просим правильного распределения тех, кто уже есть», – сказала президент Центра проблем аутизма Екатерина Мень.

Четвёртый и пятый пункты практического блока меморандума – это формирование критериев и механизма оценки доказательности лучших практик через проведение аналитических исследований и формирование детско-взрослых сообществ.

Результаты выполнения обозначенных задач обсудят на втором Всероссийском форуме ««Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка», который пройдет в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра.

Участниками первого форума стали около 1,2 тыс. человек, к онлайн-трансляциям основных сессий, организованных в социальной сети VK, присоединились более 570 тыс. человек.

 

Источник: Пресс-служба АСИ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*