Четвертый день Недели «Детство равных возможностей» продолжился мастер-классами и лекциями

17.04.2023 221

Четвертый день Недели «Детство равных возможностей» открылся в Технопарке мастер-классами специалистов Института коррекционной педагогики.

Заместитель директора по экспериментальной работе и дополнительному образованию Дарья Карпова познакомила с интерактивным конструктором адаптивных дополнительных образовательных программ и рассказала, как с ним работать. Программа помогает адаптировать существующие программы для особых детей.

Ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Игорь Костин, автор монографии «Помощь в социальной адаптации подросткам и молодым людям с расстройством аутистического спектра» выступил с мастер-классом «Психологическое сопровождение взросления лиц с РАС».

Фото - uspu.ru

Игорь Костин познакомил с направлениями психологической помощи подросткам и молодым людям с РАС. Среди прочего, это профориентация, помощь в трудоустройстве (причем сопровождение не заканчивается, когда человек трудоустроен), обучение приемам саморегуляции, развитие понимания собственного внутреннего мира, мира человеческих отношений и чувств, формирование навыков безопасного пользования интернетом.

Спикер порекомендовал всем, кто работает или хочет работать с людьми с РАС, изучить инновационную методику К.Грей «Социальные истории», которая помогает в развитии социальной компетенции у детей с аутизмом, объяснил, по какому принципу составляются социальные истории. Игорь Анатольевич подчеркнул, что нужно индивидуализировать социальные истории, а не брать готовые, дал ценные советы, привел примеры социальных историй, ответил на вопросы. Участникам был показана модель кругов социальных отношений, которая может помочь человеку с РАС ориентироваться с такими сложными категориями как границы (телесные, социальные), нарушение этих границ, дистанция, допустимое-недопустимое, уместное-неуместное в общении с людьми разной степени близости. Когда речь идет о трудоустройстве людей с РАС, прежде всего приходит в голову, какие особенности мешают найти работу. Но, как отметил сотрудник ИКП, надо подчеркивать качества, которые могут стать сильными сторонами людей с РАС и способствовать успешному трудоустройству, в связи с чем рассказал о Темпл Грандин, самой известной аутичной женщине в мире.

Заведующая лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи Юлия Разенкова познакомила с методом скрининга, который помогает выявить возможное неблагополучие в развитии детей дошкольного возраста: минимальные нарушения слуха, снижение зрения, легкие формы олигофрении или не ярко выраженные проявления РАС. Дети с такими малозаметными нарушениями тоже нуждаются в особой среде в образовательных учреждениях. Эта диагностика создана специалистами ИКП, в пилотном режиме опробована в нескольких детсадах, но еще дорабатывается. Как подчеркнула спикер, эта система скрининга дает возможность заподозрить нарушение, это один из первых этапов диагностики. Юлия Анатольевна подробно рассказала о скрининге, разобрав показатели возможного неблагополучия, которые может выявить воспитатель.

Ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Ольга Грибова посвятила свое выступление нарушениям письменной речи: диагностике и основным подходам к их коррекции.

В главном здании УрГПУ в тот же день прошли мастер-классы, посвященные различным аспектом работы логопеда, психолога, дефектолога, на которых своим практическим опытом поделились студентка 3 курса ИСО Ульяна Миронова, музыкальный руководитель Дарья Первушина и учитель-логопед детского сада № 9 Верхней Пышмы Анастасия Караваева, ассистенты кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза ИСО УрГПУ Екатерина Мухина, Нина Конева и Анастасия Стянина, студентки 2 курса магистратуры УрГПУ Мария Маринченко, Оксана Ибатуллина и Анна Коснырева, логопед, дефектолог, руководитель инклюзивного детского центра «Планета КИИС» Екатеринбург Ирина Коптелова, заместитель директора по УВР, педагог-психолог Дарья Таскина и Татьяна Снигирь, учитель-логопед школы № 10 поселка Лобва, руководитель регионального ресурсного центра по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными нарушениями развития на территории Свердловской области, учитель-логопед екатеринбургской школы № 3 Александра Ларина.

Какие средства коммуникации у нас есть для общения с детьми с ОВЗ? Что из этих средств должно быть в приоритете в коммуникации с детьми с интеллектуальными нарушениями? С этого начала свой мастер-класс, который прошел в диалогичной форме, Александра Ларина. Спикер дала представление об альтернативной коммуникации. Что такое система пиктограмм, русский жестовый язык, блисс-символика, карточки PECS, Лёб-система, азбука Лорма, система макатон, какие из этих методов больше подходят для общения с детьми с интеллектуальными нарушениями?

— При работе с детьми, у которых есть интеллектуальные нарушения, нельзя подобрать универсальный продукт. Любое пособие, которое вам рекомендуют, нельзя использовать от начала до конца. Всегда нужно анализировать, что подходит конкретному ребенку, а что нет, - отметила Александра Валерьевна.

Спикер познакомила участников мастер-класса с техническими средствами коммуникации, продемонстрировала несколько видеороликов с фрагментами занятий, объяснила принципы, по которым педагог должен подбирать для ребенка тот или иной метод альтернативной коммуникации и дала слушателям потренироваться в выборе средств общения для детей с разным уровнем коммуникативных возможностей.

Пятый день, «Методическая копилка», пройдет онлайн. С обучающими мероприятиями выступят представители Института коррекционной педагогики: Анна Федосеева, Лариса Пронина, Светлана Лазуренко Игорь Коробейников, Оксана Аршатская.

 

Источник: Медиацентр УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*