Четвертый день Недели «Детство равных возможностей» открылся в Технопарке мастер-классами специалистов Института коррекционной педагогики.
Заместитель директора по экспериментальной работе и дополнительному образованию Дарья Карпова познакомила с интерактивным конструктором адаптивных дополнительных образовательных программ и рассказала, как с ним работать. Программа помогает адаптировать существующие программы для особых детей.
Ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Игорь Костин, автор монографии «Помощь в социальной адаптации подросткам и молодым людям с расстройством аутистического спектра» выступил с мастер-классом «Психологическое сопровождение взросления лиц с РАС».
Фото - uspu.ru
Игорь Костин познакомил с направлениями психологической помощи подросткам и молодым людям с РАС. Среди прочего, это профориентация, помощь в трудоустройстве (причем сопровождение не заканчивается, когда человек трудоустроен), обучение приемам саморегуляции, развитие понимания собственного внутреннего мира, мира человеческих отношений и чувств, формирование навыков безопасного пользования интернетом.
Спикер порекомендовал всем, кто работает или хочет работать с людьми с РАС, изучить инновационную методику К.Грей «Социальные истории», которая помогает в развитии социальной компетенции у детей с аутизмом, объяснил, по какому принципу составляются социальные истории. Игорь Анатольевич подчеркнул, что нужно индивидуализировать социальные истории, а не брать готовые, дал ценные советы, привел примеры социальных историй, ответил на вопросы. Участникам был показана модель кругов социальных отношений, которая может помочь человеку с РАС ориентироваться с такими сложными категориями как границы (телесные, социальные), нарушение этих границ, дистанция, допустимое-недопустимое, уместное-неуместное в общении с людьми разной степени близости. Когда речь идет о трудоустройстве людей с РАС, прежде всего приходит в голову, какие особенности мешают найти работу. Но, как отметил сотрудник ИКП, надо подчеркивать качества, которые могут стать сильными сторонами людей с РАС и способствовать успешному трудоустройству, в связи с чем рассказал о Темпл Грандин, самой известной аутичной женщине в мире.
Заведующая лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи Юлия Разенкова познакомила с методом скрининга, который помогает выявить возможное неблагополучие в развитии детей дошкольного возраста: минимальные нарушения слуха, снижение зрения, легкие формы олигофрении или не ярко выраженные проявления РАС. Дети с такими малозаметными нарушениями тоже нуждаются в особой среде в образовательных учреждениях. Эта диагностика создана специалистами ИКП, в пилотном режиме опробована в нескольких детсадах, но еще дорабатывается. Как подчеркнула спикер, эта система скрининга дает возможность заподозрить нарушение, это один из первых этапов диагностики. Юлия Анатольевна подробно рассказала о скрининге, разобрав показатели возможного неблагополучия, которые может выявить воспитатель.
Ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Ольга Грибова посвятила свое выступление нарушениям письменной речи: диагностике и основным подходам к их коррекции.
В главном здании УрГПУ в тот же день прошли мастер-классы, посвященные различным аспектом работы логопеда, психолога, дефектолога, на которых своим практическим опытом поделились студентка 3 курса ИСО Ульяна Миронова, музыкальный руководитель Дарья Первушина и учитель-логопед детского сада № 9 Верхней Пышмы Анастасия Караваева, ассистенты кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза ИСО УрГПУ Екатерина Мухина, Нина Конева и Анастасия Стянина, студентки 2 курса магистратуры УрГПУ Мария Маринченко, Оксана Ибатуллина и Анна Коснырева, логопед, дефектолог, руководитель инклюзивного детского центра «Планета КИИС» Екатеринбург Ирина Коптелова, заместитель директора по УВР, педагог-психолог Дарья Таскина и Татьяна Снигирь, учитель-логопед школы № 10 поселка Лобва, руководитель регионального ресурсного центра по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными нарушениями развития на территории Свердловской области, учитель-логопед екатеринбургской школы № 3 Александра Ларина.
Какие средства коммуникации у нас есть для общения с детьми с ОВЗ? Что из этих средств должно быть в приоритете в коммуникации с детьми с интеллектуальными нарушениями? С этого начала свой мастер-класс, который прошел в диалогичной форме, Александра Ларина. Спикер дала представление об альтернативной коммуникации. Что такое система пиктограмм, русский жестовый язык, блисс-символика, карточки PECS, Лёб-система, азбука Лорма, система макатон, какие из этих методов больше подходят для общения с детьми с интеллектуальными нарушениями?
— При работе с детьми, у которых есть интеллектуальные нарушения, нельзя подобрать универсальный продукт. Любое пособие, которое вам рекомендуют, нельзя использовать от начала до конца. Всегда нужно анализировать, что подходит конкретному ребенку, а что нет, - отметила Александра Валерьевна.
Спикер познакомила участников мастер-класса с техническими средствами коммуникации, продемонстрировала несколько видеороликов с фрагментами занятий, объяснила принципы, по которым педагог должен подбирать для ребенка тот или иной метод альтернативной коммуникации и дала слушателям потренироваться в выборе средств общения для детей с разным уровнем коммуникативных возможностей.
Пятый день, «Методическая копилка», пройдет онлайн. С обучающими мероприятиями выступят представители Института коррекционной педагогики: Анна Федосеева, Лариса Пронина, Светлана Лазуренко Игорь Коробейников, Оксана Аршатская.
Источник: Медиацентр УрГПУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.