12 апреля в главном корпусе УрГПУ открылась XVIII Международная научно-практическая конференция памяти профессора В. В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» в рамках Недели «Детство равных возможностей».
— Это настоящий праздник для педагогов, специалистов, которые работают с детьми с особыми образовательными потребностями, — отметила, приветствуя участников, Светлана Блаженкова, начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Министерства образования и молодежной политики Свердловской области. — Доклады и лекции наших гостей, сотрудников института коррекционной педагогики, служат для нас навигатором, то, что мы имеем возможность из первых уст узнать о самых насущных направлениях — это дорогого стоит.
В течение дня участники конференции обменивались опытом на семи дискуссионных площадках, темы которых были связаны с теоретическими и практическими аспектами обучения детей с различными особенностями: задержкой психического развития, нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, тяжелыми множественными нарушениями, синдромом Дауна.
Фото - uspu.ru
Доцент кафедры логопедии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета Наталья Григоренко — не только преподаватель, но и практик с 27-летним стажем, представила доклад «Оценка коммуникативных возможностей у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и пути их формирования». Самый главный запрос родителей к специалистам — «ребенок не говорит». Но какие проблемы вызывают эту жалобу? Имеется ли у ребенка мотивация к речевому общению? А есть ли мотивация к общению в целом?
— Для того, чтобы мы смогли правильно ориентировать родителей, донести до них, что происходит с их ребенком, нам необходимо проведение подробной психолого-педагогической, а отнюдь не только логопедической диагностики, — сказала Наталья Григоренко.
Спикер познакомила с этапами такой диагностики, в апробации которой участвовало более 500 детей разных нозологических категорий. В итоге были выделены критерии для выделения четырех уровней коммуникативного развития детей.
Ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Ольга Грибова в своем выступлении говорила о проблемах классификации детей с нарушениями речи, определения самих нарушений, например, дислексии, эффективности деятельности логопеда, которую сложно оценивать. Ольга Евгеньевна указала, что большой логопедической проблемой является обследование детей подросткового возраста и работа с ними, ведь специалисты привыкли работать с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
В докладе «Особенности фонетического оформления речи детей при ранних уранопластиках» доцент кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза института специального образования УрГПУ Нина Обухова рассказала о исследованиях, проведенных с 138 пациентами центра «Бонум»: какие проблемы речевого развития у детей с челюстно-лицевой патологией, как их преодолеть. Представив авторскую методику диагностики, спикер подчеркнула важность проведения ураноплатистики в доречевой период, что позволяет в дальнейшем избежать проблем с речью.
Доцент кафедры педагогики и психологии образования УрФУ Людмила Токарская стала участником двух дискуссионных площадок, сделав два доклада: о потенциале визуальных новелл в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС и современных подходах к обследованию детей с тяжелыми двигательными нарушениями и проблемах, которые связаны с традиционными и альтернативными методами диагностики когнитивных способностей у таких пациентов.
На секции, посвященной инклюзивному образованию, выступили выпускницы ИСО УрГПУ. Елена Чепелева, заведующая детским садом № 13, рассказала о реализации проекта по включению детей с РАС в группу детсадовцев. Интеграция детей началась с углубленной психолого-педагогической диагностики, после которой были составлены индивидуальные образовательные программы. Через 6-9 месяцев консилиум специалистов с участием поведенческого аналитика изучал динамику. Также Елена познакомила с материально-технической базой реализации модели инклюзии и пригласила на работу в качестве тьюторов студентов ИСО. Доцент Удмуртского государственного университета Наталья Шульженко поделилась региональным опытом инклюзивного образования детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Инклюзивный проект, открытый по просьбе родителей особых детей, научным руководителем которого является Наталья, действует с 2017 года в пяти детских садах Ижевска: 5 детей с СД воспитывались в группе из 25 детей. Для детей составляется индивидуальная адаптивная программа. Как сказала спикер, на первом этапе при анкетировании родителей нормотипичных детей, выяснилось, что большинство из них не готовы к тому, что с их детьми в группе будут дети с СД, а когда подводили итоги проекта, оказалось, что взгляды родителей на инклюзию изменились.
С виртуальным докладом об организации образовательной среды для детей с особыми потребностями в Республике Казахстан выступила Людмила Лиходедова, заведующая кафедрой специального образования Костанайского регионального университета имени Ахмета Байтурсынова.
В конференции приняли участие сотрудники Института коррекционной педагогики: Ольга Грибова, Наталия Бабкина, Игорь Костин, Алла Абкович, Анжела Орлова, Марина Переверзева, Юлия Разенкова, Татьяна Бутусова, преподаватели, магистранты и выпускники ИСО УрГПУ, УрФУ, Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, Московского института психоанализа, Дагестанского государственного педагогического университета, Тюменского государственного университета, Томского государственного педагогического университета, сотрудники ресурсных центров, логопеды, педагоги-дефектологи, педагоги-психологи, руководители из детских образовательных учреждений Екатеринбурга и области, Челябинска, Омска, Тюмени, Перми.
Круглый стол с презентацией опыта региона прошел в третий день Недели «Детство равных возможностей» в Верхнепышминской школе-интернате имени С. А. Мартиросяна.
Источник: Медиацентр УрГПУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.