Специалисты обменялись опытом на конференции памяти профессора В. В. Коркунова в УрГПУ

14.04.2023 376

12 апреля в главном корпусе УрГПУ открылась XVIII Международная научно-практическая конференция памяти профессора В. В. Коркунова «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» в рамках Недели «Детство равных возможностей».

— Это настоящий праздник для педагогов, специалистов, которые работают с детьми с особыми образовательными потребностями, — отметила, приветствуя участников, Светлана Блаженкова, начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Министерства образования и молодежной политики Свердловской области. — Доклады и лекции наших гостей, сотрудников института коррекционной педагогики, служат для нас навигатором, то, что мы имеем возможность из первых уст узнать о самых насущных направлениях — это дорогого стоит.

В течение дня участники конференции обменивались опытом на семи дискуссионных площадках, темы которых были связаны с теоретическими и практическими аспектами обучения детей с различными особенностями: задержкой психического развития, нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, тяжелыми множественными нарушениями, синдромом Дауна.

Фото - uspu.ru

Доцент кафедры логопедии Института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета Наталья Григоренко — не только преподаватель, но и практик с 27-летним стажем, представила доклад «Оценка коммуникативных возможностей у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и пути их формирования». Самый главный запрос родителей к специалистам — «ребенок не говорит». Но какие проблемы вызывают эту жалобу? Имеется ли у ребенка мотивация к речевому общению? А есть ли мотивация к общению в целом?

— Для того, чтобы мы смогли правильно ориентировать родителей, донести до них, что происходит с их ребенком, нам необходимо проведение подробной психолого-педагогической, а отнюдь не только логопедической диагностики, — сказала Наталья Григоренко.

Спикер познакомила с этапами такой диагностики, в апробации которой участвовало более 500 детей разных нозологических категорий. В итоге были выделены критерии для выделения четырех уровней коммуникативного развития детей.

Ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Ольга Грибова в своем выступлении говорила о проблемах классификации детей с нарушениями речи, определения самих нарушений, например, дислексии, эффективности деятельности логопеда, которую сложно оценивать. Ольга Евгеньевна указала, что большой логопедической проблемой является обследование детей подросткового возраста и работа с ними, ведь специалисты привыкли работать с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

В докладе «Особенности фонетического оформления речи детей при ранних уранопластиках» доцент кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза института специального образования УрГПУ Нина Обухова рассказала о исследованиях, проведенных с 138 пациентами центра «Бонум»: какие проблемы речевого развития у детей с челюстно-лицевой патологией, как их преодолеть. Представив авторскую методику диагностики, спикер подчеркнула важность проведения ураноплатистики в доречевой период, что позволяет в дальнейшем избежать проблем с речью.

Доцент кафедры педагогики и психологии образования УрФУ Людмила Токарская стала участником двух дискуссионных площадок, сделав два доклада: о потенциале визуальных новелл в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС и современных подходах к обследованию детей с тяжелыми двигательными нарушениями и проблемах, которые связаны с традиционными и альтернативными методами диагностики когнитивных способностей у таких пациентов.

На секции, посвященной инклюзивному образованию, выступили выпускницы ИСО УрГПУ. Елена Чепелева, заведующая детским садом № 13, рассказала о реализации проекта по включению детей с РАС в группу детсадовцев. Интеграция детей началась с углубленной психолого-педагогической диагностики, после которой были составлены индивидуальные образовательные программы. Через 6-9 месяцев консилиум специалистов с участием поведенческого аналитика изучал динамику. Также Елена познакомила с материально-технической базой реализации модели инклюзии и пригласила на работу в качестве тьюторов студентов ИСО. Доцент Удмуртского государственного университета Наталья Шульженко поделилась региональным опытом инклюзивного образования детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Инклюзивный проект, открытый по просьбе родителей особых детей, научным руководителем которого является Наталья, действует с 2017 года в пяти детских садах Ижевска: 5 детей с СД воспитывались в группе из 25 детей. Для детей составляется индивидуальная адаптивная программа. Как сказала спикер, на первом этапе при анкетировании родителей нормотипичных детей, выяснилось, что большинство из них не готовы к тому, что с их детьми в группе будут дети с СД, а когда подводили итоги проекта, оказалось, что взгляды родителей на инклюзию изменились.

С виртуальным докладом об организации образовательной среды для детей с особыми потребностями в Республике Казахстан выступила Людмила Лиходедова, заведующая кафедрой специального образования Костанайского регионального университета имени Ахмета Байтурсынова.

В конференции приняли участие сотрудники Института коррекционной педагогики: Ольга Грибова, Наталия Бабкина, Игорь Костин, Алла Абкович, Анжела Орлова, Марина Переверзева, Юлия Разенкова, Татьяна Бутусова, преподаватели, магистранты и выпускники ИСО УрГПУ, УрФУ, Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, Московского института психоанализа, Дагестанского государственного педагогического университета, Тюменского государственного университета, Томского государственного педагогического университета, сотрудники ресурсных центров, логопеды, педагоги-дефектологи, педагоги-психологи, руководители из детских образовательных учреждений Екатеринбурга и области, Челябинска, Омска, Тюмени, Перми.

Круглый стол с презентацией опыта региона прошел в третий день Недели «Детство равных возможностей» в Верхнепышминской школе-интернате имени С. А. Мартиросяна.

 

Источник: Медиацентр УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*