Губернатор Тульской области, председатель комиссии Госсовета РФ по направлению "Промышленность" Алексей Дюмин обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой вернуть в школы уроки черчения.
"Это - начало основ по инженерным знаниям. Об этом просят конструктора, молодые инженеры, технологи всех направлений, всех отраслей", - добавил Дюмин.
Знания в разрезе
Немного истории. Как отдельный предмет черчение изучали в советской школе с 1930-х годов, но часы преподавания и возраст учащихся постоянно менялись. В 2000-х годах черчение учили в 9 классе всего один час в неделю. Потом предмет стал факультативным, но вот желающих его изучать в каждой школе можно было по пальцам пересчитать. В 2019 году черчение было исключено из школьной программы как отдельный предмет.
Многие вздохнули с облегчением: черчение - предмет сложный, увидеть и нарисовать в разрезе болт, шкаф с ящиками или даже спичечный коробок дано далеко не каждому. Тут нужен особый склад ума. Инженерный, конструкторский. Вот в среде инженеров-то и забили тревогу. Причем, буквально с того самого момента, как объемы предмета в школе стали стремительно "усыхать". Уже в 2000 году на страницах "Учительской газеты" было опубликовано письмо с просьбой оставить черчение в 9-10 классах. Под ним было 120 подписей от работников графического образования, конструкторских бюро Башкирии, Удмуртии и Свердловской области. Там же, кстати, были приведены интересные данные. Оказывается, процесс развития пространственных представлений человека завершается к 15-16 годам. То есть если в средней школе ребенка не научат пространственному мышлению, то дальше уже будет практически невозможно это наладить
Уже тогда специалисты писали: "Отсутствие в средней школе полноценного изучения курса черчения, т.е. языка техники, явится тормозом в диалоге выпускников школы с компьютером на технические и другие темы, а также в разработке проектов".
Чертеж для инженера
А вот наши дни: за пару месяцев до обращения тульского губернатора вопрос возвращения черчения в школы уже звучал - из кабинетов Госдумы. С инициативой к главе минпросвещения РФ Сергею Кравцову обратилась первый зампред думского комитета по просвещению Яна Лантратова.
"Черчение - фундамент для дальнейшего инженерного образования. В школе оно заложит навыки технического, пространственного и творческого мышления школьников", - считают в Думе. И у этой точки зрения есть серьезная поддержка: в вузах, где преподают черчение, студентам приходится давать азы вместо погружения в предмет.
Но есть и другая точка зрения. Например, в одном из интернет-чатов новость о возможном возвращении черчения в школы комментируют так:
"Зачем? Где в жизни пригодится сей навык, если вы не архитектор или инженер-проектировщик? Пространственное мышление надо развивать, исходя из текущих реалий - виртуальное пространство, компьютерные модели. Этак мы скатимся до уровня логарифмических линеек и арифмометров. А вот в технических училищах и вузах это должно быть обязательно. Там должны учить и чертить, и читать чертежи. А будущему агроному или медику это не нужно".
Так может, черчение и правда оставить только для профильных направлений? Ведь сегодня в школах есть и инженерные, и авиа- и судостроительные классы. Там черчение очень к месту. Словом, есть над чем подумать.
Прятки с циркулем
Между тем, черчение в школе все-таки есть. Оно просто спряталось. Куда? В предмет "Технология". Открываем примерную рабочую программу основного общего образования предмета "Технология". Программа одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию в конце августа 2022 года. И в ней как раз предусмотрен учебный модуль "Компьютерная графика. Черчение". Посмотрим, каким навыкам черчения должны научиться дети в разных классах:
5 класс - называть виды и области применения графической информации, называть типы графических изображений (рисунок, диаграмма, график, технический рисунок, чертеж и т.п., называть и применять чертежные инструменты, читать и выполнять чертежи на листе А4.
6 класс - знать основные правила выполнения чертежей с использованием чертежных инструментов и графического редактора, создавать тексты, рисунки в графическом редакторе.
7 класс - называть виды конструкторской документации, выполнять и оформлять сборочный чертеж, наряду с автоматизированными владеть и ручными способами вычерчивания чертежей (!!), уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчеты по чертежам.
8 класс - использовать программное обеспечение для создания проектной документации, выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертежных инструментов и/или с использованием программного обеспечения, создавать и редактировать сложные 3D-модели и сборочные чертежи.
9 класс - выполнять чертежи с использованием чертежных инструментов и приспособлений и/или в системе автоматизированного проектирования, характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда.
В 5-7 классах на изучение модуля "Компьютерная графика. Черчение" выделено по 8 часов в год, в 8-9 классах - по 4 часа. А в действующем Федеральном перечне учебников, кстати, есть один единственный учебник по черчению - для 9 класса. Авторы - Н.Г. Преображенская и И. В. Кодукова.
Черчение - мать учения
Есть ли в школе место черчению? Мы спросили об этом наших экспертов.
Наталья Яковлева, архитектор, преподаватель черчения в 1990-2002 гг., Красноярский край:
- Еще в начале 2000-х, когда сокращали количество часов нашего предмета, мы предупреждали, чем это обернется. Инициаторы аргументировали свою программу тем, что элементов черчения, которые есть в физике и геометрии, достаточно. Однако сейчас работающие коллеги говорят: студентов на технических специальностях приходится прямо в вузе обучать по ускоренному школьному курсу. Черчение - инженерный язык, освоить который без линейки и карандаша в руке - то же самое, что учить иностранный по тексту без звука. Впрочем, навыки мелкой моторики и глазомер не помешают вообще никому, не говоря уже о пространственном воображении - это все воспитывается чертежами.
Евгений Дронов, генеральный директор ПО "Туламашзавод":
- Без понимания черчения инженера не может быть. Запустить на компьютере программу и получить чертеж - прекрасно, это ускоряет процесс. Но у инженера в голове должна складываться картинка, должно быть понимание того, что он делает. Компьютер тоже может ошибаться, и тогда ошибка будет в изделии. К сожалению, мы последние лет 15 не получаем качественных инженеров. Это большая проблема и она началась не вчера. Основы должны закладываться в школе.
Татьяна Максимова, Директор центра образования №38, г. Тула:
- Черчение - очень полезный предмет. Для Тулы с ее мощным техническим университетом оно особенно важно. Другое дело, как оно будет вводиться. За счет какого предмета? Количество часов не увеличится - предельная нагрузка не может быть больше, чем разрешает СанПиН. Возможно, в 8-9 классах, когда заканчивается ИЗО, и появляются 2 часа технологии? Тогда один час в 8 классе можно отдать черчению. И еще: кто будет преподавать? Ведь все зависит от того, кто стоит у доски. Сначала надо подготовить преподавательские кадры. Здесь нужен избирательный, индивидуальный подход: каждая школа должна сама решать, надо ли ей черчение, исходя из уровня своих учеников. И нужно быть готовыми к тому, что в классах гуманитарного профиля основы черчения могут быть не востребованы.
Алексей Вяткин, декан физического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета:
- Хотя цифровизация и остается одним из основных трендов современности, физически мы все еще живем в аналоговом мире с его хаотично или системно размещенными в пространстве предметами разного объема и сложности. Черчение всегда было той дисциплиной, которая развивала присущее человеку желание подробнее разобраться в мире вокруг себя: заглянуть внутрь, разложить на части, понять, как работает тот или иной объект живой природы или артефакт. Так формируется и укрепляется пространственное мышление. Я уверен, что основы чертежа и технического рисунка являются абсолютно базовым умением для освоения всего, что связано с технологиями 3D, VR и AR, которым мы обучаем будущих педагогов на базе Технопарка нашего университета. Другой вопрос связан с подготовкой учителей, которые будут готовы вести черчение в школах. Конечно, в педагогических коллективах еще есть кадры, обладающие опытом преподавания этого предмета. Однако обязательно потребуются новые специалисты.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.