С чего начинается Родина: эксперты рассказали о курсе «Основы российской государственности»

05.04.2023 339

С 1 сентября во всех вузах страны первокурсники начнут изучать курс «Основы российской государственности», разработанный по поручению Президента РФ. Работа над учебно-методическим комплексом стартовала в августе 2022 года и теперь входит в завершающую стадию. Первое общественное обсуждение содержания и структуры нового курса состоялось в Общественной палате РФ 31 марта.

«Курс “Основы российской государственности” является междисциплинарным и представляет синтез всего имеющегося социально-гуманитарного знания. Команда проекта “ДНК России”, отвечающая за формирование курса, стремится подобрать наиболее яркие, привлекательные и максимально доступные форматы работы с молодежью и детьми», — сказала председатель Координационного совета при ОП РФ по развитию сообществ молодых специалистов, президент ассоциации «МАКО» Ольга Голышенкова.

По ее мнению, одна из важнейших особенностей курса «Основы российской государственности» заключается в том, что он разрабатывается в сотворчестве с ведущими представителями профессорско-преподавательского состава. Каждый участник высокоэкспертных дискуссий, которые проходят в рамках конференций проекта «ДНК России» в федеральных округах, становится причастным к формированию учебно-методического комплекса.

Фото - oprf.ru

Научный руководитель проекта «ДНК России» доктор политических наук и профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Андрей Полосин представил собравшимся пять разделов будущего предмета. Так, в рамках одного из них — «Что такое Россия» — студентам расскажут о стране в ее пространственном, человеческом, ресурсном, идейно-символическом и нормативно-политическом измерении. Об исторических, географических, институциональных основаниях формирования российской цивилизации речь пойдет в разделе «Российское государство-цивилизация». Остальные блоки будут посвящены мировоззрению и ценностным константам российской цивилизации, политическому устройству нашей страны и вызовам будущего.

Российское общество «Знание», которое отвечает за событийную и аудиовизуальную поддержку нового учебно-методического комплекса, создаст более 120 тематических фильмов для курса. Как отметил Антон Сериков, заместитель генерального директора общества, при создании контента будет учитываться специфика его восприятия молодым поколением, а педагоги пройдут специальную подготовку.

«Можно написать самый замечательный и выверенный учебник, создать сильный, интересный курс, но то, как услышат его ребята, зависит в первую очередь от преподавателей. Поэтому особенно важно, чтобы новую дисциплину преподавали те, кто готов донести ее содержание до студентов», — считает эксперт.

О правильном подходе к молодому поколению в своем выступлении упомянул и генеральный директор АНО «Диалог» Владимир Табак.

«Ошибка государственных и окологосударственных проектов часто состоит в том, что они не учитывают форм и форматов потребления контента, к которым привыкла современная аудитория. Для нынешнего поколения — поколения визуалов — важна не только форма, но и содержание. Именно идея, цепляющая, виральная, лежит в основе любого контента и является самым эффективным способом донесения информации», — объяснил Табак.

Кроме того, эксперт обратил внимание аудитории на то, что государство теряет многих студентов на уровне вуза, поэтому именно там необходимо начинать работу с идеологией.

«“Хочешь победить врага — воспитай его детей” — эта восточная мудрость стала аксиомой для всех вовлеченных в процесс разработки курса. Поэтому всем нам необходимо максимально серьезно подойти к тому, как мы относимся к подрастающему поколению», — подчеркнула Ольга Голышенкова.

Первопроходцами в работе с профессорско-преподавательским составом и сотворцами курса среди прочих стали Томский политехнический университет и Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова. Представители опорных вузов проекта «ДНК России», которые также присутствовали на встрече, отметили, что ключевой аспект успешного внедрения дисциплины — это вовлеченность преподавателей, которые будут доносить курс до студентов.

«Запросы от коллег, которые прошли непростой путь от отрицания до полного принятия необходимости курса, поступают регулярно. Педагоги готовы к получению методических материалов и установок, готовы учиться, — сообщила руководитель отделения социально-гуманитарных наук, и.о. директора Школы базовой инженерной подготовки ТПУ Наталия Лукьянова. — Однако нам стоит задуматься о системе конкурентных преимуществ для преподавателей, читающих данный курс, — причем не только тех, кто имеет гуманитарную подготовку, но и тех, у кого есть инженерное или, например, экономическое образование. Курс по сути является междисциплинарным, легче преподавать его будет тем, кто не застыл в рамках только своей специальности».

По ее мнению, педагоги должны чувствовать себя включенными в процесс корректировки и доработки курса, а грантовая поддержка, участие в конкурсах, дополнительное обучение и другие перспективы профессионального и личностного роста должны этому способствовать.

Коллегу поддержала декан факультета социально-политических наук Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова Татьяна Акопова. Она рассказала, что рабочая группа ЯрГУ из историков, философов, социологов и представителей других областей знания принимала участие во многих экспертных экспедициях, в ходе которых каждый участник вносил свою лепту в разработку курса. Благодаря этому опыту у педагогов закрепилось понимание того, что курс «Основы российской государственности» — это работа не ограниченной группы экспертов, а тысяч преподавателей самых разных направлений со всей страны.

Все педагоги, которые будут нести студентам заложенные в курсе идеи, приглашены не просто к сотворчеству, но к прохождению специальной программы дополнительного профессионального образования, где у них будет возможность получить новые знания, а также принять участие в разработке и формировании нового учебно-методического комплекса, добавила Ольга Голышенкова.

О коррекции не только вузовской, но и школьной программы на встрече говорил Александр Русаков, член Комитета Совета Федерации по науке образованию и культуре и межведомственной рабочей группы по разработке «Основ российской государственности» при Минобрнауки России. Он отметил, что сегодня в правительстве обсуждается большой пакет поправок в законы о науке и образовании, который соответствует нынешним реалиям, а не тем, когда принимались действующие законы.

На необходимость переработки всей системы общественно-гуманитарного школьного образования указал и директор института политики, права и социального развития МГГУ имени М.А. Шолохова Владимир Шаповалов.

«Благодаря интеграции полученные вчерашним школьником знания по истории, обществознанию, географии и другим дисциплинам должны соотноситься с курсом “Основы российской государственности” так же, как в вузах политология, социология, философия, культурология, экономика и юриспруденция», — отметил он.

По словам заместителя министра образования и науки Российской Федерации Ольги Петровой, в министерстве уже разработаны необходимые методические рекомендации для университетов, а подготовительные мероприятия по внедрению курса должны быть завершены 10 апреля.

Однако материал, который будет преподаваться студентам, еще находится в стадии обсуждения и доработки: достигнуть согласия в профессорско-преподавательской среде пока не удается. При этом Ольга Голышенкова выразила надежду, что разработчикам учебно-методического комплекса удастся прийти к консенсусу, чтобы те, чьи сердца уже зажглись новой идеей, могли нести этот огонь дальше — студентам и молодежи.

 

Источник: Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*