Летние лагеря могут стать площадками для патриотического воспитания детей и молодежи

28.03.2023 147

24 марта в Общественной палате РФ участники круглого стола обсудили, как сделать детские загородные и пришкольные лагеря площадками патриотического воспитания детей и молодежи. Эксперты предложили проводить патриотические мероприятия не только в дни летних каникул, а в течение года, а также привлечь к воспитательной работе родителей и обратить внимание на подготовку кадров — воспитателей и вожатых.

Открывая встречу, председатель Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Елена Родионова обратила внимание, что тема патриотического воспитания в летнее время является одной из важных и затрагивает межведомственное взаимодействие.

«Ребята, встретившись с интересными педагогическими подходами и новым содержанием мероприятий, приезжают домой изменившимися. Ключевой вопрос — подготовка кадров для реализации воспитательных программ, которые изменят мировосприятие ребенка», — отметила член ОП РФ.

Фото - oprf.ru

Депутат Госдумы РФ Ольга Коробова подчеркнула, что у школьников есть ежегодно 122 дня каникул, которые составляют треть года. По ее мнению, это время недостаточно эффективно охвачено патриотическим воспитанием.

Депутат предложила обратить внимание на лучшие практики, которые есть у государственных организаций, общественных объединений. Например, включить в единый календарь мероприятий четыре государственных праздника, которые приходятся на дни каникул. Это День России, День семьи, любви и верности, День российского флага и День народного единства. Ольга Коробова предложила рассматривать не только летние каникулы как площадку для патриотического воспитания.

С ней согласилась Елена Родионова, которая отметила, что есть целый пул памятных дат, который используется при проведении профильных смен в детских лагерях, мероприятий в образовательных учреждениях.

Заместитель директора департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения РФ Наталья Кочеткова рассказала об организации летнего отдыха детей.

В 2022 году работали 38 тысяч организаций отдыха и оздоровления, которые охватили более пяти миллионов детей. Регионы в 2022 году затратили более 61 миллиарда рублей на оздоровление детей. Особое внимание было уделено разработке воспитательной программы для лагеря, в настоящее время она есть у 28 тысяч организаций этой сферы.

По словам эксперта, в 2023 году впервые будет проведен мониторинг военно-патриотических программ в детских лагерях, в программу летнего отдыха внедрят мастер-классы, проекты, лекции РДДМ «Движение первых». В пришкольных лагерях будет реализован проект «Орлята России».

Елена Родионова предложила внести в реестр детских оздоровительных лагерей краткое описание программы лагеря и смен, чтобы родители смогли ориентироваться и понимать, куда отправлять ребенка.

Исполнительный директор ВОД «Волонтеры Победы» Анастасия Рябова поделилась опытом реализации патриотических проектов в лагерях. Они проходят в формате интеллектуальных игр, исторических квестов, уроков, посвященных датам, а также в виде международных акций. В 2023 году разработан интерактивный урок по международной акции «Георгиевская ленточка». По мнению Анастасии Рябовой, урок будет актуален в течение всего года, а не только в период акции.

«Мы готовы к сотрудничеству и разработке уникальных форматов для летних лагерей, если есть необходимость. Хотелось бы, чтобы летний лагерь стал праздником и лучшим воспоминанием в жизни ребенка и подростка», — отметила исполнительный директор движения «Волонтеры Победы.

На круглом столе прозвучали предложения масштабировать практики профильных смен от бизнес-сообщества, привлечь к воспитательной работе, в том числе патриотической, родителей, обратить внимание на молодых людей из бизнеса, которые могут работать вожатыми и организовать временную занятость для будущих педагогов.

Отдельно были затронуты темы палаточных лагерей, количество которых резко сократилось после пандемии, реализации патриотических программ в пришкольных лагерях. Последние должны быть ориентированы не только на младших школьников, как это часто практикуется, а на детей разного возраста, которые не могут выехать в загородные лагеря. Эксперты отметили, что даже три дня в лагере могут серьезно изменить подростка.

Борис Головин, заместитель директора АНО «АСТИК» и руководитель Сухиничского районного лагерного сбора актива школьников «Мы вместе», поделился опытом организации смен с патриотическим блоком воспитания. Он обратил внимание участников круглого стола на ненавязчивое просвещение, когда нужно заинтересовать детей определенной темой, например используя новые форматы мероприятий.

Главный технолог Педагогического конструкторского бюро Александр Прутченков предложил сделать ставку на свободный выбор детей в лагере. Тогда с помощью самовоспитания, самообучения, умения общаться, самоопределения и самореализации будут достигнуты практически е результаты.

В завершение дискуссии Елена Родионова напомнила, что по итогам круглого стола будут подготовлены предложения, которые затем войдут в рекомендации ОП РФ заинтересованным ведомствам.

 

Источник: Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*