Повысить доступность образования для одаренных детей

23.03.2023 213

Проблемы нормативно-правового регулирования и развития специализированных учебных научных центров (СУНЦ) на базе ведущих российских университетов обсудили участники круглого стола в ОП РФ 16 марта.

Эксперты напоминают, что обучение в СУНЦ стало бесплатным с сентября 2019 года (сначала для четырех вузов, позже этот перечень был расширен). С 1 января 2022 года вступил в силу закон о бесплатном обучении и проживании детей в СУНЦ. В настоящее время в сети СУНЦ обучаются более трех тысяч учеников, из них более 62 процентов проживают в интернатах. В 2022 году каждый четвертый ученик стал победителем или призером соревнований всероссийского уровня; средний балл ЕГЭ выпускников по профильным дисциплинам составил около 80 баллов и практически все они поступили в лучше вузы страны. 

Директор СУНЦ Уральского федерального университета (УрФУ) Лариса Рожкова отметила, что профессиональное и экспертное сообщество озабочено вопросами правового регулирования СУНЦ: «Проблема для нас важнейшая. Специализированные учебные научные центры существуют давно — нашему более 30 лет, Новосибирскому — более 60. Поэтому от того, насколько правильно регулируется наша деятельность, зависит сохранение этого уникального опыта».

Фото - oprf.ru

Для инновационного развития страны необходим комплексный подход к формированию системы подготовки высококвалифицированных кадров, считает ректор УрФУ Виктор Кокшаров. В первую очередь, по его мнению, необходимо повысить доступность образования для одаренных детей, независимо от места проживания и материального достатка их родителей. 

«При этом центры сохранят личностно ориентированную методику обучения ребят, что повысит их мотивацию как к личностному развитию, так и к развитию в науке», — подчеркнул он.

Руководитель направления по связям с органами государственной власти и правовой экспертизы Московского финансово-промышленного университета «Синергия» Анастасия Варламова обратила внимание, что в настоящее время деятельность СУНЦ финансируется только в части социальной функции — питания и проживания обучающихся. По мнению эксперта, необходимо законодательно закрепить федеральное бюджетное финансирование с применением повышающих коэффициентов реализации интегрированных образовательных программ с дополнительным софинансированием из средств субъекта РФ. Кроме того, важно законодательно закрепить особенности реализации образовательных программ СУНЦ. Также необходимо распространить на штатных педагогических работников СУНЦ социальные гарантии, предусмотренные для педработников общеобразовательных учреждений, интернатов и т. д.

Директор СУНЦ ЮФО Тимур Синельников напомнил, что в 2019 году благодаря нацпроекту «Наука и университеты» список давно действующих и зарекомендовавших себя центров подготовки одаренных детей при МГУ имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургском государственном университете, Уральском федеральном университете, Новосибирском национальном исследовательском госуниверситете расширился — в него вошли аналогичные центры при вузах Казани, Нижнего Новгорода, Якутска, Ставрополя и Ростова-на-Дону. Таким образом, в настоящее время в стране действует 10 СУНЦ. По мнению спикера, этот список необходимо расширить. 

Заместитель министра науки и высшего образования России Марина Боровская считает, что речь должна идти не о количестве СУНЦ, а об их качестве и содержании, именно поэтому система СУНЦ построена в ведущих университетах, где есть доступ к исследованиям. 

«При обсуждении специальных центров для нас важно принимать системные решения, — сказала она. — Как представитель экспертного совета по управлению высшим образованием я, безусловно, надеюсь, что мы вынесем данное обсуждение на площадку Госдумы».

Участники круглого стола поддержали необходимость внесения изменений в федеральный закон об образовании и соответствующие подзаконные акты. По их мнению, дальнейшее развитие сети СУНЦ позволит привлечь больше талантливых ребят со всех уголков страны независимо от материального положения их семей.

Эксперты предложили включить в итоговую резолюцию круглого стола рекомендацию о разработке правового механизма и критериев вхождения фактически действующих центров в правительственный перечень Федерального закона «Об образовании». В настоящее время такие критерии отсутствуют, указали они. Это даст равные возможности для всех СУНЦ, реализующих соответствующие образовательные программы. 

 

Источник: Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*