Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев принял участие в работе проектно-стратегической сессии по развитию педагогического образования с участием ректоров 34 педагогических вузов, которая прошла в Академии Минпросвещения России.
В своем выступлении он остановился на задачах по трансформации российской системы высшего образования, поставленных Президентом России Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию РФ. Глава государства предложил вернуться к традиционной для России базовой подготовке специалистов с высшим образованием, при которой сроки обучения в вузах будут варьироваться от четырех до шести лет в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запроса рынка труда. Президент обратил внимание, что переход на новую систему высшего образования должен быть планомерным.
«Сейчас стоит задача провести эту работу поэтапно и спокойно без стресс-тестов для вузов и студентов. Рособрнадзор будет внимательно отслеживать все жалобы от обучающихся и общественности и реагировать на возможные нарушения, если они будут возникать», — заявил Анзор Музаев.
Он добавил, что сведения о новых образовательных программах вузов, которые появятся при реализации планируемых изменений, будут вноситься в реестры лицензий и государственной аккредитации Рособрнадзора. На основе выгрузок этих данных Рособрнадзор будет формировать аналитические отчеты для министерств, Правительства РФ и Администрации Президента РФ.
Руководитель Рособрнадзора напомнил об изменениях государственной регламентации образовательной деятельности в части лицензирования и государственной аккредитации, которые вступили в действие в прошлом году. Подача заявления на получение образовательной организацией лицензии в настоящее время осуществляется только в электронном виде через Единый портал госуслуг (ЕПГУ), срок ее рассмотрения был сокращен с 45 до пяти рабочих дней, перечень представляемых заявителем документов – с восьми до двух. Вместо двух проверок, документарной и выездной, при выдачи лицензии теперь проводится только документарная оценка. Услуга оказывается по реестровой модели.
Государственная аккредитация для образовательных организаций с 1 марта 2022 года стала бессрочной (ранее срок составлял для школ – 12 лет, для вузов и колледжей – 6 лет). Данную услугу также можно получить через ЕПГУ, перечень предоставляемых документов сократился до трех вместо 20, срок рассмотрения – до 25 рабочих дней вместо 105. Произошел переход от анализа соответствия образовательных программ ФГОСам к аккредитационным показателям, которые утверждены приказами Минобрнауки России и Минпросвещения России.
«Мы сделали очень хороший качественный шаг вперед. При этом мы не видим резкого роста количества выданных лицензий, что могло бы свидетельствовать о снижении требований», — прокомментировал произошедшие изменения Анзор Музаев.
Он напомнил, что осенью 2023 года будет проведен первый аккредитационный мониторинг в отношении организаций всех уровней образования. Глава Рособрнадзора подробно остановился на критериях, которые будут использоваться при проведении мониторинга по образовательным программам высшего образования. По итогам проведенной апробации будет доработана нормативная база, совместный приказ Минобрнауки, Минпросвещения и Рособрнадзора, регулирующий проведение аккредитационного мониторинга, должен быть утвержден к лету 2023 года. Анзор Музаев отметил, что в прошедшей апробации и обсуждении ее результатов приняли участие практически все педагогические вузы России, и выразил уверенность, что они хорошо готовы к новой процедуре.
«По итогам мониторинга мы выявим западающие программы, где необходима работа по повышению качества образования. Но это не значит, что мы немедленно придем ко всем с проверками. Это будет наша совместная работа с учредителями и министерствами, и по ее итогам уже будут приниматься решения, какие вузы попадут в план проверок», — прокомментировал Анзор Музаев.
Он также высказал мнение, какие изменения должны быть произведены в дальнейшем для совершенствования процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности. По его словам, необходимо установить срок, по истечении которого можно повторно подавать образовательную программу на государственную аккредитацию после того, как в ее получении было отказано. Также в перспективе целесообразно сформировать единый банк фондов оценочных средств, которые могут использоваться для оценки знаний студентов при прохождении процедуры аккредитации. Сейчас такая оценка проводится по оценочным средствам аккредитуемого вуза.
Анзор Музаев положительно оценил практику участия студентов педагогических вузов в мониторинге проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) в качестве волонтеров Корпуса общественных наблюдателей Российского Союза Молодежи (РСМ). По его словам, эту практику необходимо расширять.
Председатель РСМ Павел Красноруцкий рассказал, что сейчас ведется активная работа по привлечению студентов педвузов и организаций СПО к участию в общественном наблюдении за процедурами ГИА. В 2023 году количество участвующих в этом проекте педагогических образовательных организаций увеличилось до 82 с 43 годом ранее. Для мониторинга ГИА будет сформирована сеть координационных центров на базе педагогических вузов. По его мнению, целесообразно продолжить зачитывать студентам педагогических вузов участие в мониторинге ГИА в качестве учебной или производственной практики. Также он высказал предложения по поощрению студентов и преподавателей педвузов, участвующих в мониторинге ГИА.