Феномен гениальности Курчатова остается неразгаданным

17.02.2023 318

Гениальность исследователей масштаба Игоря Курчатова пока остается для психологов непознанной закономерностью. Однако общими чертами характера всех гениев можно назвать любопытство, умение ставить масштабные вопросы и способность мозга работать над ними постоянно "в фоновом режиме", считает заведующая кафедрой факультета "Социальная психология" Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), главный редактор журнала "Социальная психология и общество" Наталия Толстых.

В январе исполнилось 120 лет со дня рождения академика Игоря Курчатова, выступившего организатором и научным руководителем советского атомного проекта, а также инициатором развития технологий применения ядерной энергии в мирных целях, в том числе для промышленности и флота. В феврале россияне отметили 120-летие со дня рождения еще одного выдающегося советского физика - Анатолия Александрова. Продолжатель созданных академиками научных школ и традиций - НИЦ "Курчатовский институт" - в 2023 году празднует 80-летие с момента основания.

"Талантливый человек - это тот, кто может лучше многих отвечать на какие-то вопросы. Гений - это тот, кто может ставить вопросы, которых никто не ставил. Проблема гениальности волнует многих. Есть люди, которые пытаются найти "ген гениальности". Я в это не верю. Думаю, гениями - такими как Игорь Курчатов в науке - рождаются, а не становятся. И сегодня этот феномен остается для исследователей непознанной тайной, загадкой", - рассказала Наталия Николаевна журналисту ТАСС.

Отличительной чертой всех гениальных людей, в том числе ученых, психолог назвала любознательность и способность работать над задачей практически круглосуточно - их голова постоянно чем-то занята. К примеру, придя с работы, такой исследователь может писать научную статью в перерывах между просмотром футбола. Со стороны это выглядит слишком просто, но такая легкость - результат непрерывной работы мозга "в фоновом режиме", уточнила она.

"Гении видят мир по-другому, в нем меньше барьеров. Они очень остро чувствуют время, стремятся успеть дойти до сути изучаемой вещи, поэтому не могут представить себя бездействующими, даже в отпуске. Такой человек, возвращаясь домой, может заранее развязать в лифте шнурки, чтобы поскорее снять обувь и продолжить работу за домашним компьютером. И это не про какую-то странность человека, а про его трудолюбие и понимание ценности времени", - добавила психолог.

Восприятие успеха

Доктор психологических наук Наталия Толстых указала на то, что развитие науки обеспечивают не только гении и талантливые специалисты, но и люди вполне средних способностей. При этом разнообразие человеческих характеров и исследовательских сфер не дает психологам возможности составить какой-либо общий психологический портрет. Впрочем, отличия ученых от представителей других профессий все же есть, считает она.

"На формирование таких отличий влияет как сама профессиональная среда, задающая и стиль одежды, и нормы языковой коммуникации, так и система ценностных ориентиров ученого. Важная особенность - это природа мотивации ученых продолжать исследование какой-либо темы в течение многих лет. Люди науки получают удовлетворение от самого процесса поиска <?>. Им важно что-то понять самим об этом мире, это внутренний триумф", - отметила Толстых.

Говоря о мировоззрении ученых, психолог напомнила о результатах исследования учеными МГППУ отношения школьников к методам достижения успеха. Часть группы опрошенных участвовала в олимпиадах, остальные - не имели такого опыта.

"Те ребята, которые не участвовали в олимпиадах, называли среди способов стать успешными удачное замужество, выигрыш в лотерею, получение наследства и другие, довольно случайные, события. А вот олимпиадники говорили об успехе не как о каком-то везении, а как о результате своего труда. Это абсолютно другое отношение к жизни, которое присуще и ученым", - отметила она.

Воспитание таланта

Говоря о желании родителей воспитать одаренного ребенка, психолог напомнила, что исторически из "вундеркиндов" редко вырастают гении и предостерегла россиян от чрезмерного увлечения программами раннего развития. Такие занятия не должны заменять дошкольникам игры и общение со сверстниками, которые помогают им учиться коммуникации, развивают фантазию и аналитические способности.

Толстых также призвала родителей внимательнее присматриваться к интересам самих детей, поощрять их любознательность и не лишать выбора.

"В психологии есть понятия "воля" и "произвольность", где первое - это самостоятельность человека, а второе - навык следовать правилам. Важно развивать у ребенка и то, и другое. Именно этот баланс задает наилучшие условия для дальнейшего жизненного роста", - заключила представитель МГППУ.

 

Источник: Пресс-служба МГППУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*