Благоприятный школьный климат: основы, значимость, программы

17.02.2023 435

От кого зависит формирование школьного климата, какие управленческие решения необходимы для создания психологической безопасности детей и педагогов, как решить проблемы образования и воспитания при кадровом дефиците — эти и другие вопросы обсудили в Общественной палате РФ на круглом столе «Школьный климат как основа системы профилактики и воспитания в образовательной организации» 16 февраля.

Председатель Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко напомнила в приветственном слове, что вопрос школьного климата важен для развития личности ребенка и его самореализации, обретения психологической устойчивости в стремительно меняющемся мире. Среди факторов, влияющих на школьный климат, и взаимоотношения педагогов и детей, и общая стратегия коммуникаций школьного сообщества, и даже такой нюанс, как организация и дизайн школьной среды, на что представители Общественной палаты обратили особое внимание в рамках реализации программы по капитальному ремонту учреждений образования.

Фото - oprf.ru

«Мы создали федеральный штаб общественного контроля, который наблюдает за ходом и качеством реализации этой масштабной программы. И мы видим, как по-разному регионы решают эту задачу. Со своей стороны, в рамках проекта “Школа мечты” мы стараемся помочь региональным командам в освоении современных инструментов дизайна образовательных пространств. Наличие в школе креативных пространств для коммуникации, зон психологического комфорта, понятная навигация, безопасный антибуллинговый дизайн работают на обеспечение комфорта педагогов и учеников, а это влияет на результаты обучения и поведения детей, в том числе профилактику негативных ситуаций», — сообщила Наталья Кравченко.

Профессор Российского государственного педагогического университета имени Александра Герцена, академик РАН Ирина Баева занимается психологической безопасностью в образовательных учреждениях более 20 лет. По ее мнению, несмотря на научные исследования и доказательства, тема далека от общественного признания. Например, психологическую безопасность не учитывают при оценке готовности школ к учебному году.

Ирина Баева предложила рассмотреть систему самообследования школ, которое, по ее мнению, позволит расставить акценты и предотвратить возможные риски. В числе последних она назвала употребление школьниками психоактивных веществ, возникновение межэтнических конфликтов, деструктивное использование интернета.

Заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ имени Ломоносова Елена Брызгалина в своем докладе напомнила о связи школьного климата и ценностной ориентации.

«Результат образования достигнут, если школьники получили социальный опыт нравственно-значимого поступка. Это забота о ближнем, помощь товарищам и так далее», — подчеркнула она.

Эксперт предложила обратить внимание на программы повышения квалификации педагогов, в которых должны учитываться методики разрешения конфликтов, навыки психологического благополучия.

На круглом столе были представлены результаты исследования школьного климата в 2022 году. Участниками стали 44 тысячи учеников шестых и восьмых классов из 54 регионов РФ. По анкетам детей, родителей и учителей оценивались уровень сформированности ценностных ориентаций, школьное благополучие и воспитательные практики. Об этом рассказала руководитель аналитического центра Федерального института оценки качества образования Татьяна Демидова.

«Формирование школьного климата полностью лежит на администрации образовательного учреждения. Если педагоги чувствуют свою незащищенность, то дети тоже будут ее чувствовать», — подчеркнула она. 

Татьяна Демидова добавила, что маркером школьного климата стали причины, по которым учителя и ученикиуходят из школ. Именно на это она предложила обращать внимание администрации. Кроме того, эксперт озвучила предложение выдавать образовательным учреждениям рекомендации по результатам исследования школьного климата.

Участники встречи отметили необходимость подключения родительского сообщества к формированию школьного климата. Важную его роль выявили и в обсуждаемом исследовании. 

Лидер общественно-политического движения «Объединение родителей» Инна Гориславцева считает важным внести ряд поправок в законодательство. По ее мнению, они помогут родителям вести более эффективную коммуникацию с учителями и администрацией школ. Как родитель Инна Гориславцева выразила обеспокоенность нехваткой кадров в школах, дефицитом помещений для дополнительного образования, разобщением детей, которое вызвано погружением в смартфоны и киберспорт.

Опытом по формированию школьного климата поделились представители общественных палат регионов. Так, в Пермском крае реализуют межведомственный проект «Школа — территория здоровья». При его реализации в пилотных школах после исследования состояния здоровья учеников вернули практику физкультурных пятиминуток и ввели танцы на переменах. Проектом удалось заинтересовать и другие школы региона.

Об этом рассказала член ОП Пермского края Юлия Каракулова. Она добавила, что при формировании школьного климата педагогам необходимо оказывать помощь, привлекая, в частности, школьных психологов.

В ОП Еврейской автономной области считают, что необходимо сформировать группы коллективных наставников и провести актуализацию методологии наставничества. С таким предложением выступила член ОП региона Татьяна Файн.

Ответственный секретарь координационного совета Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей Алексей Гусев предложил обратить внимание на формирование школьной культуры и традиций учебного заведения, сделав школу центром просвещения не только для детей, но и родителей.

 

Источник: Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*