ФГОС 4-го поколения и ВКР

06.02.2023 289

Как раз сейчас формируются ФГОС 4-го поколения. И неплохо было бы как-то (как?) повлиять на этот процесс в той части, что касается ВКР.

У проблемы с ВКР есть несколько сторон.

1) У студентов нет времени на ВКР

Не знаю, может быть есть вузы, в которых имеется возможность последний семестр 4-го курса у бакалавров отдать под написание ВКР, но, судя по тому, что я вижу у себя и у коллег, у всех восьмой семестр довольно загружен различными дисциплинами. То есть студенты полноценно учатся, ходят на пары, сдают зачёты и экзамены. Многие при этом ещё и работают. А написание объёмного текста требует очень много времени, если мы хотим, чтобы он был качественным.

2) У преподавателей нет времени на ВКР

Любимый вопрос про нагрузку. Многие коллеги проводят где-то по 3-4 пары в день (бывает и больше). Я думаю любой, кто стоял у доски, понимает, что после этих 5-6 часов "горловой" нагрузки единственное желание – прийти домой и отдохнуть. Но у тебя дипломники. Один, два... а у некоторых семь или десять (бывает и такое). С которыми нужно активно работать. По моему мнению, чтобы делать качественную работу, встречаться нужно хотя бы один раз в неделю на протяжении всего 4-го курса. Учитывает ли это нагрузка в вузах? Конечно нет.
Да и быть руководителем студента, который не хочет и не может заниматься написанием ВКР – это мучение и наказание для преподавателя. На правки, вычитку, встречи с этими студентами тратится невероятное количество времени.
Ну и сами защиты накладываются на время сессии, в итоге бедные преподы вынуждены и принимать экзамены, и вычитывать тексты, и писать отзывы, а там ещё и рабочие программы в очередной раз скажут переделывать. От нескольких коллег уже слышал, что они ненавидят май и июнь, потому что в эти месяцы работа почти круглосуточная.

3) Писать ВКР не с кем

Для того, чтобы формулировать актуальные темы, нужно быть активно работающим учёным или практиком. Давайте честно – много ли у нас таких сотрудников на кафедрах? Если у вас много, то вам повезло.

4) Формат ВКР недостаточно гибок

Возможно, для филологов или философов написание объёмного текста нужно, чтобы раскрыть свои мысли.
Но так ли нужен этот "кирпич" специалистам по IT, например?
И нужны ли такие объёмы (часто из-за них и возникает плагиат)? На мой взгляд, большинство студенческих работ, если выкинуть из них всю "воду", можно уложить в 15-20 страниц. Мы же пишем трактаты, которые никто потом не читает.

ИТОГ

ВКР (по крайней мере в бакалавриате) действительно не нужно писать всем подряд.  Должен быть "курс по выбору": ВКР или госэкзамен. Кто чувствует в себе силы писать большую работу по интересной теме (возможно, с дальнейшим продолжением) – пусть пишет. Все остальные показывают то, чему они научились, на госэкзамене. Можно и в формате госэкзамена проверить умение писать текст, анализировать информацию и так далее.

 

Источник: Телеграм-канал "Наука и университеты"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*