Как заинтересовать молодежь в изучении истории Великой Отечественной войны?

06.02.2023 249

Современные технологии преподавания истории детям и подросткам стали ключевой темой круглого стола, приуроченного к 80-летию победы в Сталинградской битве, который прошел в Общественной палате РФ 2 февраля. 

Открывая работу круглого стола, Елена Родионова, председатель Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, а также директор автономной некоммерческой организации «Агентство социальных технологий и коммуникаций», выразила особую благодарность учителям за то, что они ежедневно развивают в детях чувство патриотизма и знакомят их с великими событиями в истории России. 

«Несомненно, сегодня с самых разных аспектов мы рассмотрим Сталинградскую битву и одержанную тогда победу. К нам присоединятся историки и доктора педагогических наук. Готовясь к этому мероприятию, мы максимально погрузились в учебники по истории и пришли к выводу, что, очевидно, этим вопросам наконец уделяется достойное внимание. Тем не менее здесь еще есть над чем поработать. С точки зрения учебных пособий и вопросов ЕГЭ в том числе», — сказала она. 

Фото - oprf.ru

О своей поездке в Суворовское военное училище в Тверской области рассказал первый заместитель Секретаря ОП РФ Герой России Вячеслав Бочаров. Он отметил, что там прекрасные условия для обучения, большой спортивный комплекс для занятий физической культурой, современное оборудование и т. д. 

«Тем не менее, несмотря на все вышеперечисленное, на целый ряд вопросов, которые касаются не только Сталинградской битвы, но и всей истории нашей страны, ребята не знают ответов. И это плохо. Особенно во времена, когда наши недруги делают все, чтобы фальсифицировать и скомпрометировать историческую память России», — сказал он. 

Проекты, призванные привлечь молодежь к изучению истории, представил заместитель директора Роспатриотцентра Иван Радько

«В этом году мы проведем сразу несколько одноименных всероссийских семинаров, которые будут посвящены истории Великой Отечественной войны, археологии и ее месту среди исторических наук, правде и вымыслу в современном кинематографе и, конечно, Донбассу в зеркале истории. Кроме того, мы планируем вот уже в третий раз провести ряд тематических мероприятий в рамках федерального проекта “Без срока давности”. В данном контексте речь идет о колоссальном количестве проектов, поэтому для обмена практиками и масштабирования деятельности с этого года мы вводим систему единых координаторов по регионам», — сообщил он. 

Флагманскую патриотическую акцию молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» представил специалист аппарата организации Александр Коротков. В этом году акция будет посвящена Сталинградской битве. 

«В этот раз мы будем работать вместе с Минпросвещения в рамках нацпроекта “Образование” и федерального проекта “Патриотическое воспитание”. Акция проходит уже третий год, в 2021 году она была посвящена обороне Брестской крепости, в 2022-м — обороне Москвы», — поделился он. 

Подняла вопрос донесения до школьников и студентов информации о Сталинградской битве и Великой Отечественной войне Марина Бравина, заведующая кафедрой методики гуманитарного и поликультурного образования Ульяновского государственного педагогического университет имени И.Н. Ульянова. 

«У меня сложилось полное убеждение, что вопрос, как это преподавать, является наиболее актуальным. Я совершенно согласна с тем, что, несмотря на наши колоссальные усилия, многие молодые люди как не знали, так и не знают о многих исторических событиях. Они не могут назвать имен, дат, времен и т. д. Да, они многого не знают, тем не менее в Бессмертный полк идут. И это уже очень большой результат нашей педагогической деятельности. Кто виноват в сложившейся ситуации? Думаю, в первую очередь мы сами. Именно мы упустили очень и очень многое, но теперь пришло время нагнать упущенное», — отметила она. 

В своем выступлении Елена Васильева, заместитель главы Российского союза сельской молодежи, сделала акцент на подвиге советских учителей во времена Великой Отечественной войны. По ее мнению, они блестяще справились с выполнением своих педагогических обязанностей, а также внесли собственный вклад в достижение побед. 

«С первых дней войны на плечи учителей легла ответственность не только за обучение и воспитание детей, но и за сохранение их жизни и здоровья. А еще одной из важнейших функций в рамках их работы стало идейно-патриотическое просвещение. Многие из них, пренебрегая опасностью, помогали партизанам, добывали для них ценные сведения, спасали раненых бойцов. Безусловно, такие истории обязательно должны быть изучены, детализированы и рассказаны будущим поколениям. Российский союз сельской молодежи не первый год реализует проект “Подвиг села”, в пределах которого участники в социальных сетях рассказывают о своих предках и односельчанах, которые трудились в годы Второй мировой войны», — рассказала она. 

С докладом о том, как сегодня преподается история России, выступила Ольга Каптелинина, учитель истории и обществознания школы села Нижнетроицкий Туймазинского района Башкортостана. По ее словам, ученики, покидающие стены школ после девятого класса, в дальнейшем не изучают историю ХХ века на должном уровне. 

«Как известно, Великая Отечественная война изучается в десятом классе, и на эту тему отведено всего лишь пять параграфов в учебнике по истории России и три параграфа по Второй мировой войне во всеобщей истории. По факту это всего лишь пять-шесть часов, чего, конечно, очень мало», — добавила она. 

О том, что в 2021 году Институт стратегии развития образования Российской академии образования рекомендовал для первых — четвертых классов образовательных организаций обновленную программу начального общего образования, напомнила Жанна Синягина, учитель начальных классов Первомайской средней школы Нижегородской области. 

«С этого года начальные классы начали работать по обновленным стандартам. И тут замечу, что программа есть, а учебников нет. Надеюсь, в скором времени они поступят в школу», — констатировала она. 

О мультимедийных квестах, посвященных Сталинградской битве и полному снятию блокады Ленинграда, рассказал Борис Головин, заместитель директора АНО «Агентство социальных технологий и коммуникаций». Проект был создан при поддержке Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, фонда «История Отечества» и Агентства социальных технологий и коммуникаций. 

«Свидетельством того, что актуальный историко-просветительский контент нужен и важен как педагогам, так и ученикам, стала высокая популярность квеста. За полтора месяца его прошло более 102 тысяч человек!» — поделился он. 

Завершая мероприятие, Борис Головин напомнил, что по итогам круглого стола будет подготовлена резолюция для профильных ведомств, министерств и общественных организаций. 

«Поэтому, коллеги, направляйте все ваши идеи и предложения на нашу почту. Мы их рассмотрим и обязательно включим в итоговый документ», — заключил он.

 

Источник: Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*