Ученые определили генотип вируса лейкоза у животных в Белгородской области

13.01.2023 348

Ученые  Уральского федерального аграрного научно-исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук (УрФАНИЦ УрО РАН) и Белгородского государственного аграрного университета (Белгородский ГАУ) в 2022 году исследовали в разных хозяйствах Белгородской области крупный рогатый скот с диагнозом лейкоз и выявили самый распространенный генотип вируса.

Результаты исследования опубликованы в специальном выпуске журнала «Аграрный вестник Урала» № 229 http://agvu.urgau.ru/ru/14-229-2022/4-14-2022

Превалирующим генотипом лейкоза на территории Белгородской области оказался четвертый тип, завезенный в Россию из-за рубежа в начале 2000-х годов. Его особенность заключается в высокой способности вызывать серьезные иммунные нарушения вследствие встраивания вирусного генома в ДНК клетки животного и быстро переходить из одной стадии в другую.

Фото - Старший научный сотрудник Максим Петропавловский в лаборатории микробиологических и молекулярно-генетических методов исследований УрФАНИЦ УрО РАН.

Важно отметить, что молоко инфицированных лейкозом коров является непригодным к использованию, поэтому больных животных выбраковывают, что приводит к незапланированным финансовым потерям.

«Знание молекулярно-генетической структуры возбудителя позволит разработать тест-системы для диагностики и выявления заболевания на ранних сроках. Результативность выполнения аналогичной программы в Тюменской области характеризовалась снижением уровня инфицированности поголовья крупного рогатого скота вирусом лейкоза с 33% до 3%. Для понимания,  оздоровление 20 000 животных дает экономический эффект более 45 млн рублей в год», - рассказал Максим Петропавловский, старший научный сотрудник УрФАНИЦ УрО РАН, доктор ветеринарных наук.

По итогам исследований уральские ученые разработали актуальные рекомендации по диагностике заболевания, начиная с 2-х недельного возраста теленка, и эффективным методам лечения на каждом этапе. Сегодня уже стартовали мероприятия по оздоровлению сельскохозяйственных предприятий Белгородской области.

Фото -Коровник в одном из сельскохозяйственных предприятий

По словам ученых, выявление распространенных генотипов вируса позволяет прогнозировать его будущие мутации, оценивать его влияние на организм животного и разрабатывать эффективные методы профилактики.

Стоит отметить, ученые УрФАНИЦ УрО РАН изучили все 12 разновидностей вируса лейкоза животных и в результате массовых исследований в 2010-2022г.г. составили карту распространенных мутаций вируса с привязкой к конкретным территориям страны. В число исследуемых попали: Свердловская, Тюменская, Челябинская, Курганская, Белгородская области, Краснодарский край, Башкортостан и многие другие.

Фото - Этапы инфицирования вирусом лейкоза клеточной линии

Справка. Уральский федеральный аграрный научно-исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук (УрФАНИЦ УрО РАН) объединяет в своей структуре 6 научно-исследовательских организаций Свердловской, Челябинской и Курганской областей. В области растениеводства ученые занимаются выведением новых сортов зерновых, кормовых, плодовых, ягодных культур и картофеля. В области ветеринарии и животноводства ведется работа по эпизоотическому благополучию сельскохозяйственных животных и геномная селекция и генотипирование крупного рогатого скота.

Источник: Пресс-служба УрФАНИЦ УРО РАН