Подзарядка для учителя: как педагогу избежать выгорания и научиться получать положительные эмоции

26.12.2022 155

Учитель – в первую очередь человек. Его ресурсы не безграничны – их важно постоянно пополнять. Педагогу нужно научиться отдыхать, слушать себя, заниматься любимым делом. Иначе он рискует столкнуться с выгоранием. А это вовсе не мифическое явление, а вполне реальное, и оно ставит под угрозу не только профессиональное развитие человека, но и его здоровье. Советы о том, как учителю вовремя «подзаряжать» свои силы, в чем черпать вдохновение, дал в эфире онлайн-программы «Образовательная среда» педагог-психолог московской школы № 1553 имени В.И. Вернадского Алексей Обухов.
 
Педагогу важно уметь переключаться

Алексей Обухов объяснил, что учитель должен быть внимателен к себе: чтобы не допустить выгорания, ему важно вовремя заметить симптомы, например быструю эмоциональную утомляемость, и не игнорировать их.

Он также посоветовал научиться переключаться: найти дело, которое дает педагогу энергию.

«Очень важно уметь переключаться – это мощный источник ресурсов. Учителю нужно иметь все время нужные силы, а сил нужно много, потому что общение с детьми, родителями, коллегами, администрацией требует внутренней устойчивости», – рассказал Алексей Обухов.

Он также отметил, что, если учитель работает без остановки, он не становится продуктивнее: когда педагог все время находится в режиме работы, он устает и начинает выгорать. Поэтому учителю необходимо ответственно подходить к своим эмоциям. Тем более нет универсального режима для учителя – только сам человек может понять, когда он готов работать, а когда ему необходимо отдохнуть.

При этом, когда речь идет об отдыхе или «подзарядке», важно понимать их как переключение на другую активность, которая дает энергию: встречи с друзьями, поход в театры, музеи, чтение и т. д.

«Теории, связанные с сохранением своей ресурсности, направленные на саморегулирование, не предлагают делать паузы в деятельности и заниматься бездеятельностью. Они предлагают переключаться на другой тип деятельности, который ресурсен для этого типа человека», – подчеркнул эксперт.
 
У каждого свой рецепт идеального отдыха

Некоторым педагогам нужно учиться отдыхать. У кого этому можно научиться? Обычно учителя смотрят на коллег, однако чужой опыт не всегда может подойти. Поэтому учителю в первую очередь нужно прислушиваться к себе, рассказал Алексей Обухов.

У каждого свой рецепт идеального отдыха и вдохновения. Для того чтобы понять, какие ингредиенты в этот рецепт входят, учителю можно просто взглянуть вокруг и найти то, что «отзывается для него». Если такого источника вдохновения нет, важно пробовать и продолжать искать что-то для себя.

При этом у кого-то получится переключаться, даже оставаясь в школьном коллективе. Так, некоторые педагоги черпают энергию во внеурочных поездках, преподавании в кружках, проведении дополнительных занятий. Ведь есть люди, которые не могут без учеников: как только они уходят из профессии, их «батарейка просто сгорает».
 
Учитель должен знать цель и видеть результат своей работы

Институт образования Высшей школы экономики провел исследование, связанное с выгоранием. Оно показало, что 5% учителей в России сейчас крайне нуждаются в помощи, потому что находятся на грани выгорания. 

«Ключевая проблема в педагогической деятельности – это ее монотонность и рутинность», – подчеркнул Алексей Обухов, объясняя причину выгорания педагогов.

И самое страшное заключается в том, что педагог не всегда видит результат своей деятельности, например, заполняя отчеты. Так, у него создается ощущение бесцельности его работы или какой-то ее части. Чтобы этого избежать, учитель должен понимать, что и зачем он делает. У него должны быть цель и мотивация как в преподавании предмета, так и в более рутинной работе (отчетность и т. д.).

В этом году были внесены поправки в закон «Об образовании». Благодаря этому с 1 сентября 2022 года перечень документации, которую могут потребовать от педагога, ограничен пятью пунктами. Минпросвещения России и Рособрнадзор следят за исполнением этого закона, подчеркнул Александр Милкус, модератор дискуссии программы «Образовательная среда», заведующий Лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики». Если права учителя нарушаются, он может обратиться на горячую линию по вопросам документационной нагрузки учителей, отправив электронное письмо по адресу stop_nagruzka@obrnadzor.gov.ru.

Алексей Обухов отметил, что педагогу важно научиться говорить «нет», уважать свои права как учителя. Однако ответственность за документы, по его мнению, должна не переходить с учителя на администрацию школы.

«Чрезвычайно важно, чтобы параллельно шел процесс минимизации отчетности в школах», – обратил внимание эксперт.
 
Опыт коллег – это тоже источник вдохновения

Спикер рассказал, что занятия других педагогов тоже могут вдохновлять: учитель, который имеет счастье общаться и с коллегами из своего города, и с педагогами из других городов, а иногда даже из других регионов, может черпать ресурс, учась у них чему-то новому.

«Очень важно, чтобы мы научились вдохновляться друг у друга – это тоже огромный ресурс. Я желаю всем педагогам вдохновляться у своих коллег и вдохновлять своих коллег. Это огромный ресурс, и я уверен, что он бесконечен. Важно открыть его для себя, в том числе в новом году», – подытожил Алексей Обухов.

ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ!

1) Необходимо быть внимательным к себе: чтобы избежать выгорания, нужно не игнорировать его симптомы
2) Если вы чувствуете, что выгораете, обязательно обратитесь к специалисту: для начала можно обсудить проблему со школьным психологом
3) Важно научиться переключаться с работы на дело, которое помогает восстановить силы
4) Нужно найти свой собственный «рецепт» отдыха и свой личный источник вдохновения
5) Важно знать свои права как учителя и ценить свое время

 

Источник: Федеральный портал "Российское образование"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*