Проблемы профилактики наркомании среди молодежи в современном вузе

16.12.2022 165

Количество людей, употребляющих наркотики и не имеющих диагноза «наркомания», в несколько раз больше, чем число людей с уже установленным заболеванием, к тому же численность наркозависимых растет с каждым годом, а средний возраст их уменьшается. Университет, как социальный институт, не свободен от проблем наркотизации обучающейся молодежи.

Проблема наркомании усложняется отсутствием в университетах образовательных программ профилактики наркомании, риском заражения в среде наркозависимых разнообразными инфекциями, включая гепатит и ВИЧ-инфекцию.

Наркотическая зависимость – это привыкание к наркотикам, непрерывная потребность в их приеме, в связи с тем, что после окончания действия наркотика у человека возникает плохое самочувствие и мучительное состояние, которое снимается новым приемом препарата.  Наркомания не является ни болезнью в обычном смысле этого слова, ни дурной привычкой из числа тех, что присущи здоровым людям. Наркомания – тотальное поражение личности. Это значит, что человек, идущий по пути употребления наркотиков, постепенно уничтожает свои гуманные качества, становится психически неуравновешенным, теряет друзей, семью, не может приобрести профессию или теряет квалификацию, которой раньше владел. Часто такой молодой человек вовлекается в преступную среду, приносит несчастье себе и окружающим.

На первом курсе университета у студентов основной интерес, как правило, вызывает возможность употребления «легких» наркотиков. На этом этапе о серьезности проблемы задумываются лишь некоторые из них. Пробовали наркотик немногие  - из любопытства, знакомы с потребителями почти все. Многие молодые люди склонны преувеличивать свою информированность о наркотиках, поскольку наслышаны о них из опыта знакомых. При этом, конечно же, большинство этих сведений недостоверны. Опасность злоупотребления недооценивается, о проблеме наркомании говорят только между собой, не обращаясь к старшим или специалистам в этой области.

На втором курсе формируется определенное отношение к употреблению наркотиков. По этому критерию можно выделить три группы:

- «употребляющие и сочувствующие»: их интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении, с возможностью и продолжительностью употребления без формирования зависимости;

- «радикальные противники»: многие из членов этой группы считают употребление наркотиков недопустимым, признаком слабости и неполноценности;

- «группа, не определившая своего отношения к наркотикам»: значительная ее часть может начать употребление под влиянием друзей.

На третьем и четвертом курсах университета группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно изменяется содержание знаний о наркотиках – они детализируются и становятся более объективными.

Проблема наркомании в среде обучающейся молодежи высших учебных заведений города Москвы – проблема социально-психологической и психологической предрасположенности молодого человека к употреблению наркотических веществ, социально-психологических причин, лежащих в структуре,  так называемой преднаркотической личности и ее непосредственного окружения, качества воспитательной работы.

Проблему наркомании невозможно решить только запретами. Это достаточно длительный процесс, приоритет в котором отдается комплексным программам первичной профилактики, а не борьбе с последствиями. Необходимо проводить просветительские программы, направленные на популяризацию здорового образа жизни, разрабатывать и проводить «антинаркотические» тренинги, рассчитанные на работу с обучающимися «группы-риска», осуществлять ежегодные мониторинги и анкетирование обучающихся в целях определения их склонности к употреблению наркотиков, а также проводить курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в этой области.

Только при совместной постоянной работе всех социальных институтов можно гарантировать успешность борьбы с распространением наркотиков среди молодежи.  

 
Автор - Алла Алексеевна Николаева, заведующая кафедрой «Теория и практика управления», доцент кафедры «Теория и практика управления» института «Иностранные языки, современные коммуникации и управление» Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ)
 
 
Источник: Пресс-служба МГППУ



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*