Учёные ТГУ участвуют в комплексном научно-исследовательском проекте по улучшению качества онлайн-обучения.
В основе – исследования, которые специалисты ТГУ в сотрудничестве с Университетским консорциумом исследователей больших данных провели в социальных сетях, используя инструменты анализа больших данных (Big Data). Именно с их помощью, уверены эксперты, можно сделать большой шаг к персонифицированному обучению.
Оценили готовность к коммуникации
В марте 2020 года, когда в России был объявлен режим самоизоляции из-за пандемии COVID-19, Тольяттинский госуниверситет практически за сутки перевёл на дистанционное обучение всех студентов благодаря своей системе высшего образования онлайн «Росдистант». И хотя ТГУ с 2015 года является одним из лидеров онлайн-обучения, для него пандемия не прошла полностью безболезненно. Кризис, в который погрузилась образовательная система в целом, заставил вузы искать пути преодоления его последствий. Негативные проявления пандемии ощутили на себе и студенты, и преподаватели. Многие из этих проблем актуальны до сих пор, поскольку онлайн стал неотъемлемой частью организации образовательного процесса.
Фото - Пресс-служба ТГУ
– Опыт дистанционной работы и учёбы показал, что сама основа очной образовательной модели – личная коммуникация преподавателя и студента один на один – требует переосмысления, – поясняет начальник отдела технологий онлайн-образования Тольяттинского госуниверситета Анна Богданова. – Например, отдельные преподаватели не были готовы использовать в работе инструменты электронного обучения, новые педагогические практики, а студенты в свою очередь не были готовы к самоорганизации. Мы считаем, что нужно вести постоянный поиск инструментов, позволяющих более детально изучить сложности, с которыми сталкиваются студенты в дистанционном обучении, узнавать, как они с этими сложностями справляются.
Исследователи поставили перед собой задачу разработать такую методику, которая позволит анализировать контент социальных сетей и оценивать отношение студентов к переходу на онлайн-обучение не только в условиях пандемии COVID-19, но и в сегодняшних реалиях. Понимание того, насколько студенты удовлетворены качеством своего обучения, позволит это качество улучшить.
Психология дистанта
Специалисты Тольяттинского государственного университета вели работу совместно с коллегами из Томского государственного университета. Они анализировали контент социальных сетей с помощью инструментов Big Data. Оба вуза – участники Университетского консорциума исследователей больших данных и консорциума «Цифровые университеты».
– На первом этапе мы изучили около двух миллионов сообщений и комментариев, размещённых в университетских социальных сетях за период с сентября 2020 года по июль 2021 года. В качестве источников взято более тысячи публичных страниц из сообществ более пятисот высших учебных заведений России, – говорит Анна Богданова. – Мы использовали два набора данных: тексты постов в сообществах вузов и комментарии к ним.
Все тексты классифицировались как позитивные, негативные и нейтральные. Особое внимание специалисты уделяли психологическим проблемам, проблемам общения между студентами и преподавателями.
Исследователи обратили внимание на неготовность (или нежелание) отдельных преподавателей к проведению занятий посредством видео-конференц-связи (ВКС). Рассмотрение проблемы в динамике выявило закономерность. Изменение количества сообщений в социальных сетях, фиксирующих неготовность или нежелание отдельных преподавателей проводить занятия посредством ВКС, показывает, что в начале 2020/2021 учебного года студенты довольно часто упоминали данную проблему, однако уже во втором семестре того же года видно явное снижение этой тенденции.
– Проблемы психологического характера студенты решали, используя эмоциональную поддержку от членов своей семьи, перемещаясь в более спокойные, тихие места, меняя свой распорядок дня (учились поздно ночью, когда все спят), спрашивая совета у одногруппников и преподавателей. Для решения проблем взаимодействия с преподавателями студенты использовали интернет и мессенджеры, присоединялись к группам «ВКонтакте» и в других соцсетях, просили помощи у администрации вуза, прибегали к консультациям службы поддержки, – отмечает Анна Богданова.
Главный вывод, который сделали учёные, свидетельствует о том, что на основании данных социальных сетей можно не только увидеть, как меняются настроения студентов, но и при помощи инструментов Big Data сравнивать тренды в отдельно взятых вузах, видеть отклонения и даже делать прогнозы.
– Так, например, студенты-очники из Тольяттинского государственного университета, в отличие от студентов других вузов, оказались существенно более готовы к переходу на онлайн-обучение. В их сообщениях было меньше негатива, для них переход оказался вполне комфортным, – говорит Анна Богданова. – Это связано с высоким уровнем развития проекта дистанционного обучения «Росдистант», благодаря которому структуры университета, преподаватели, система сопровождения учебного процесса и сами студенты были эффективно подготовлены к работе в дистанционном формате. Такой формат широко применялся Тольяттинским госуниверситетом задолго до пандемии как элемент гибридной формы обучения, а в период кризиса стал единственно возможным.
Также результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что поддержка студентов, преподавателей со стороны вуза, выстраивание понятных и простых схем коммуникации имеют решающее значение для решения и предотвращения социальных и академических проблем при онлайн-обучении.
Идут по цифровому следу
Совместная работа специалистов из Тольятти и Томска отражена в статье, опубликованной в журнале «Высшее образование в России» (Higher Education in Russia). Это ежемесячный общероссийский научно-педагогический журнал, публикующий результаты междисциплинарных (фундаментальных и прикладных) проблемно-ориентированных исследований наличного состояния высшей школы и тенденций её развития, осуществлённых с позиций социологии, педагогики, психологии образования, философии, культурологии. Исследование продолжается.
– Сейчас идёт второй этап исследования, охват сообществ стал больше, соответственно, больше и сообщений. Изначально мы планировали проанализировать возможности использования больших данных (цифровых следов) в университетском менеджменте, в основном, когда необходимо принимать решения по уже сложившимся ситуациям. Сегодня исследование выросло в серьёзный полномасштабный научно-исследовательский проект, который поможет лучше понять студента и сделать большой шаг в направлении персонифицированного обучения, – говорит Анна Богданова. – Такая работа возможна только с применением инструментов Big Data: именно они могут и должны стать доминирующим инструментом для анализа настроений и отслеживания тренда удовлетворённости студентов качеством образовательного процесса в динамике.
Работа с цифровым следом – неотъемлемая часть онлайн-образования в отличие от традиционного. При этом в ТГУ убеждены, что отслеживание учебного поведения студента, выделение шаблонов поведений, прогнозирование, создание адаптивной системы обучения и на основе обратной связи постоянное её улучшение делает онлайн-обучение гораздо продуктивнее обычного. Такой подход становится конкурентным преимуществом университета, позволяя ему занимать большую часть рынка образовательных услуг в отличие от тех университетов, которые дата-аналитику не используют вовсе.
Университетский консорциум исследователей больших данных – это объединение образовательных организаций, реализующих фундаментальные и прикладные исследования в области сбора и анализа больших данных, а также ведущих разработку продуктов и инструментария для работы с ними. Консорциум создан для проведения совместных научных и прикладных исследований и решения социально значимых задач с применением сбора и анализа данных. В него входят 29 вузов РФ.
Источник: Пресс-служба ТГУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.