Университеты - драйверы развития экономик в регионах. Об этом говорили на пятом Профессорском форуме "Наука и образование в условиях глобальных вызовов". О том, как развиваться университетам в современных условиях, "РГ" беседует с председателем Российского профессорского собрания, заместителем секретаря Общественной палаты РФ Владиславом Грибом.
Владислав Валерьевич, как сегодня меняются университеты и их задачи?
Владислав Гриб: Все геополитические вызовы, с которыми мы сейчас столкнулись, безусловно отразились на российском образовании на науке. Сейчас на первом плане два вопроса: работа наших ученых и научных организаций в новых условиях и международные связи. У нас уже изменилась система наукометрии, нет обязанности публиковаться в западных научных журналах, мы развиваем свою наукометрию, работаем над "белым" списком российских научных журналов. Что касается международных связей - в приоритете ориентир на наших партнеров в Юго-Восточной Азии, Латинской Америке, Африке. Там есть очень интересные университеты, научные центры с огромным потенциалом. Думаю, что появятся новые консорциумы, научные партнерства. Еще один важный вопрос: коммерциализация научных разработок российских ученых, импортозамещение. Это возможно только при сотрудничестве науки, бизнеса и государства.
Сегодня, когда замороженные многие международные исследовательские программы, куда смотреть нашим ученым?
Владислав Гриб: Повторю - колоссальный потенциал у китайских и индийских вузов - и по оборудованию, и по развитию, по различным научным разработкам. Есть очень сильные вузы в Казахстане, Узбекистане, в целом, в СНГ. Надо расширять географию научного сотрудничества на Китай, Индию, Бразилию, Чили. Но, кстати, несмотря ни на что, есть ряд западных вузов, которые продолжают работать с российскими коллегами совершенно спокойно.
Чтобы в вузовскую науку приходили молодые кадры, нужно их воспитывать уже со школы. Профессора ходят в школу?
Владислав Гриб: Школа закладывает тот потенциал, с которым мы работаем в университетах. И конечно, вузы конкурируют за лучших абитуриентов и должны работать со школами. В Москве это очень хорошо продумано в формате предпрофильных и профильных классов. Профориентация, особенно ранняя, сегодня очень важна. Потому что есть неплохие вузы, ведомственные в том числе, которые в этом году не смогли закрыть бюджетный набор. Причем, как правило, это направления, связанные с физикой, математикой. Это, помимо прочего, знак: надо уделять больше внимания математике, физике, химии, биологии, чтобы как можно больше школьников сдавали ЕГЭ по этим предметам. Нужно работать с мотивацией, увлекать предметом. И здесь взаимодействие школы и вуза выходит на первый план.
По большому счету, за каждой российской школой нужно закрепить шефство вуза, причем в первую очередь, речь о сельских, небольших школах. В столицах и крупных городах такие связи как правило есть. А вот небольшие школы надо подтягивать.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.