18 ноября состоялись мероприятия второго дня Международного научно-образовательного форума «Современный учитель – взгляд в будущее». События Форума прошли в главном учебном корпусе УрГПУ, Технопарке универсальных педагогических компетенций, Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Учитель будущего», ИМЦ Октябрьского р-на г. Екатеринбурга, Следственном управлении СК РФ по Свердловской области, а также на онлайн площадках.
О высшем педагогическом образовании на Урале и итогах международного научно-образовательного форума «Современный учитель — взгляд в будущее» на пресс-конференции в пресс-центре ТАСС рассказали и.о. министра образования и молодежной политики Свердловской области Юрий Биктуганов и ректор УрГПУ Светлана Минюрова.
Фото - uspu.ru
Юрий Биктуганов, говоря о перспективах развития педагогического образования в регионе, отметил важность поддержки педагогов со стороны государства.
— Настрой педагога, с которым он идет в класс, общается с родителями и детьми, должен быть подкреплен уверенностью учителя в возможности участвовать в проектах, получить достойную зарплату, улучшить свой социальные и бытовые условия.
И.о. министра рассказал о возможности для педагогов получить субсидии на строительство жилья, которой воспользовались уже более 200 человек, напомнил о проекте «Земский учитель», который позволяет ежегодно привлекать в систему образования более 50 человек, о возможности получения звания «Заслуженный учитель Свердловской области».
С итогами международного научно-образовательного форума «Современный учитель — взгляд в будущее» познакомила журналистов ректор УрГПУ Светлана Минюрова. Светлана Алигарьевна отметила, что форум, который проходит уже второй раз, в этом году собрал более 1500 педагогов всех уровней образования из всех уголков страны, представителей 55 вузов, и не только педагогических. Форум стал площадкой для обмена лучшими педагогическими практиками. В течение двух дней прошло более 42 мероприятий — дискуссии, обсуждения, мастер-классы, химический турнир.
На форуме обсуждались проблемы создания единого образовательного пространства, инновации в цифровой образовательной среде, проблемы наставничества, в том числе реверсивного, темы воспитания, сотрудничества в рамках евроазиатского партнерства.
— Результат работы форума — не только обмен мнениями и дискуссии, но еще и очень хороший багаж видеоматериалов, презентаций, которые будут доступны для всех участников, и сборник в трех томах, включающий в себя учебно-методические пособия, которые любой педагог может использовать в работе, — рассказала Светлана Алигарьевна.
В ходе пресс-конференции Светлана Минюрова и Юрий Биктуганов ответили на вопросы журналистов, связанные с трудоустройством выпускников, социальной поддержкой педагогов сельских школ, программами, которые разрабатываются в УрГПУ.
— Сегодня мы чувствуем поддержку не только со стороны государства, но и со стороны общества, родителей, и не только раз в год, в День учителя, но и ежедневно. Помочь детям выбрать путь в жизни, определиться с будущей профессией — наша общая задача, — подчеркнул и.о. министра, завершая встречу.
В главном учебном корпусе УрГПУ состоялась работа секции «Современные проблемы инклюзивного образования. Поликультурная образовательная среда» (модераторы – заведующий кафедрой логопедии и клиники дизонтогенеза Елена Каракулова и заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальных классах Елена Плаксина). Участники секции рассмотрели актуальные вопросы, связанные с образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. Особое внимание было уделено проблемам сформированности компетенций у педагогов в области инклюзивного образования, технологиям работы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности, рассмотрен опыт инклюзивного обучения детей с расстройствами аутистического спектра.
На онлайн площадках встретились участники секции «Научно-методические аспекты педагогической деятельности» и круглого стола «Актуальные практики обучения и воспитания начальной школы».
В ИМЦ Октябрьского р-на г. Екатеринбурга прошел мастер-класс «Актуальные практики патриотически ориентированного воспитания детей дошкольного возраста» (модератор – Евгения Коротаева, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства.
На площадке Следственного управления СК РФ по Свердловской области прошла работа секции «Воспитание подрастающего поколения на примере подвига специальных служб и правоохранительных органов по защите Отечества», состоялись стратегическая сессия «История подвигов и свершений специальных служб и правоохранительных органов по защите Отечества» и круглый стол «Технологии, формы, методы патриотического воспитания подрастающего поколения на современном этапе структурами специальных служб и правоохранительных органов».
В центре «Учитель будущего» прошла научно-практическая конференция «Классное руководство: векторы развития на современном этапе». Модератором встречи выступила руководитель Ассоциации классных руководителей Свердловской области профессор ЦНППМПР Ирина Ларионова.
Директор центра «Учитель будущего» Марина Бывшева, открывая конференцию, отметила, что развитие научно-методического сопровождения классных руководителей два года назад стало инициативой УрГПУ, поддержанной Министерством образования и молодежной политики Свердловской области. Спикер рассказала о ресурсах центра «Учитель будущего», деятельности Ассоциации классных руководителей и выразила надежду, что профессиональные педагогические сообщества будут развиваться в муниципалитетах, помогая педагогам общаться, учиться понимать друг друга и делиться опытом.
На конференции были рассмотрены вопросы развития института классного руководства на современном этапе, организации научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя на разных уровнях управления системой образования и взаимодействия общеобразовательных организаций по реализации примерной программы воспитания, а также будет представлен опыт деятельности классных руководителей в решении задач воспитания подрастающего поколения.
На площадке ЦНППМ в рамках Форума состоялся ряд других мероприятий: семинар-практикум «Организация в школе системной профилактики аддиктивного поведения у подростков», воркшоп «Классное руководство: создание матрицы успешности современного школьника», круглый стол «Государственная политика в сфере воспитания. Базовые национальные ценности», секционное заседание «Воспитательный потенциал медиа в развитии личности современного ребенка» и мастер-класс «Потенциал медиасреды в практике современного педагога».
В рамках Международного научно-образовательного форума «Современный учитель - взгляд в будущее» в Технопарке УрГПУ в смешанном формате состоялась работа секции «Педагогическое образование XXI века: стратегии, стандарты, инновации, технологии. Единое образовательное пространство профессионального педагогического образования в России».
Фото - uspu.ru
В качестве модератора встречи выступила кандидат географических наук, доцент, директор института естествознания, физической культуры и туризма УрГПУ Оксана Янцер. География участников секции обширна: Екатеринбург, Сургут, Тюмень, Ош (Кыргызстан), Санкт-Петербург, Мелитополь, Ангарск, Кокшетау (Казахстан).
Участники обсудили вопросы внедрения стандартов, подходы к обучению и реализации инновационных технологии в контексте трансформаций современного общества, направления и перспективы развития современной системы образования при формировании Единого образовательного пространства профессионального педагогического образования в России.
Анастасия Боброва представила доклад на тему «Использование потенциала неформального образования в профессиональной подготовке будущего педагога». Анастасия Алексеевна отметила особенности формального и неформального образования и рассказала об организации волонтерской деятельности в Сургутском государственном педагогическом университете - методической площадке для подготовки лидеров инклюзивного добровольчества.
Оксана Янцер поделилась опытом УрГПУ в реализации межпредметных проектов как средства формирования функциональной грамотности у студентов педагогического вуза. Оксана Васильевна отметила такие проекта, как Единый фенологический день, «Климат и фенологи», «Биоклиматические показатели», «Фенология из окна». Такие проекты, по словам спикера, формируют естественнонаучную грамотность. Студенты при их реализации приобретают организаторский опыт наставника/куратора. Выпускники вузов приобретают важные компетенции для жизни в современном обществе, что повышает их конкурентоспособность и профессионализм.
Мусабек Сатыбалдиев (Ошский государственный педагогический университет, Кыргызская Республика) представил онлайн доклад на тему «Человек и его возможности в сфере образования», подчеркнув, что человеческий ресурс - важный фактор в развитии образования в современном мире.
Старший преподаватель Тюменского государственного университета Юлия Булыгина посвятила свое выступление готовности к укреплению социального здоровья учащихся как важному качеству будущего педагога. Доцент кафедры высшей математики и методики обучения математике Ирина Семенова рассказала о путях решения задачи, связанной с изменением методов обучения для подготовки учителей математики. Чжан Чи (Санкт-Петербург) представила основные технологии музыкально-педагогического общения.
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой Мелитопольского государственного университета Наталья Сосницкая и аспирант Татьяна Сергеева выступили с докладом на тему «Проектные технологии в профессиональной подготовке будущих педагогов, руководителей творческого коллектива».
Наталья Удинцева, заместитель директора МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя» осветила тему «SMART- технологии в образовании: актуализация проблемы». Наталья Борисовна отметила, что SMART-образование – это возможность учиться везде с мотивацией учиться всегда. Это не дает учителю новые возможности, но и требует от него новых компетенций. Наталья Удинцева подчеркнула, что мотивация учеников повышается тогда, когда учитель и ученик учатся вместе, когда ученик становится соавтором контента.
Нина Стукаленко и Ирина Просандеева (Кокшетау, Казахстан) рассказали о применении коучинговых инструментов в деятельности педагога-психолога. Доклад участницы секции из г. Ангарск Виктории Строевой был посвящен вопросам использования мобильных приложений для обучения английскому языку и оценивания образовательных результатов обучающихся. Представители Мелитопольского государственного университета Наталья Сосницкая и Николай Рубцов представили математическую модель взаимного влияния организационных форм на конечный результат обучения.
Работа секции продолжится на круглом столе «Ядро профессионального педагогического образования в естественнонаучном и географическом направлении: содержание, технологии, внедрение».
В конференц-зале Технопарка в смешанном формате состоялась работа по направлению «Современная образовательная среда педагогического ВУЗа: ресурсы, инструменты, технологии» в формате панорамы проектных решений. Модераторами площадки стали проректор по научно-методической работе и академическому взаимодействию Марина Бывшева и начальник управления научных исследований УрГПУ Ирина Воробьёва.
Марина Бывшева выступила с докладом о том, каким образом проектируются и реализуются программы подготовки и переподготовки педагогических кадров в УрГПУ. Марина Валерьевна рассказала о важности создания единого образовательного пространства педагогических ВУЗов, которое реализуется благодаря работе центра «Учитель будущего», федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников, технопарка «Педагогический Кванториум» и технопарка универсальных педагогических компетенций. Марина Валерьевна отметила, что на данный момент УрГПУ отвечает на вызовы и задачи современной образовательной среды по всем федеральным проектам Национального проекта «Образование» и нацелен на сотрудничество.
В онлайн-формате на площадке присутствовали представители Амурского гуманитарно-педагогического университета.
Марина Бабикова, руководитель Совета молодых учёных УрГПУ, продолжила сообщение Марины Валерьевны и рассказала коллегам о реализации в УрГПУ проектов «Завтрак с учёным» и «Научный абонемент».
Ирина Воробьёва сделала акцент на развитии студенческого научного общества и рассказала об участии студентов в грантовых конкурсах.
В процессе дискуссии была рассмотрена возможность сотрудничества УрГПУ с Гуманитарно-педагогическим Университетом Комсомольска-на-Амуре. Коллеги определили перспективы для ближайших совместных проектов и была достигнута договорённость о дальнейших переговорах.
В актовом Технопарка УрГПУ в очном формате прошло секционное заседание «Актуальные вопросы реализации обновлённых ФГОС в работе учителя» (ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования»). Модератор Оксана Трофимова, проректор, кандидат педагогических наук, доцент Института развития образования, приветствовала участников и представила доклад «О научно-методическом сопровождении введения и реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования в Свердловской области». Оксана Трофимова подчеркнула готовность ИРО работать не только с муниципалитетами и образовательными организациями, но и с каждым педагогом.
Наталья Смирнова выступила с двумя взаимосвязанными докладами «Актуальные вопросы преподавания учебных предметов «Русский язык», «Литература» в условиях реализации обновлённых ФГОС» и «Актуальные вопросы преподавания учебных предметов «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации», «Родная литература» в условиях реализации обновлённых ФГОС", в которых подчеркнула воспитательный потенциал учебных предметов.
Людмила Шмакова в докладе «Актуальные вопросы преподавания учебного предмета «Математика» на уровне основного общего образования в соответствии с обновлёнными ФГОС» рассказала об изменениях в содержании математического образования и важности функциональной математической грамотности.
Светлана Токмянина подчеркнула преемственность ФГОС и обратила внимание на методологическую основу - системно-деятельностный подход в сообщении «Преподавание общественно-научных дисциплин в условиях реализации обновлённых ФГОС».
В докладе «Предметная область «Технология»: актуальные вопросы обновлённых ФГОС» Татьяна Корчак обратила внимание на функциональную грамотность при проведении уроков технологии, подчеркнула воспитательный потенциал и усиление проектной деятельности.
Завершила заседание Наталья Бобкова с выступлением «Воспитывающая среда современной школы: формируем личность, создаем будущее» и предложила ресурсы издательства «Просвещение» - учебники, цифровые образовательные сервисы, которые помогут педагогу организовать интересные и эффективные занятия.
В рамках международного Форума в Технопарке УрГПУ состоялся круглый стол «Россия – Центральная Азия: сотрудничество в сфере образования в контексте 30-летия дипломатических отношений».
С приветственным словом в начале дискуссии выступила модератор сессии, ректор УрГПУ Светлана Минюрова:
- Для нас большая гордость, что в Форуме принимают участие более 50 университетов как России, так и стран СНГ. И нам очень важно сегодня вместе с вами обсудить темы и задачи развития образования. В УрГПУ обучается немало студентов, которые приехали из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, и мы благодарны им за то, что вместе с ними создаём единое образовательное пространство. Уверена, что во время сегодняшнего круглого стола мы выработаем совместные решения, которые и дальше позволят нам развивать устойчивое сотрудничество.
Поприветствовали участников мероприятия заместитель министра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Людмила Берг, генеральный консул Киргизской Республики в городе Екатеринбурге Руслан Бийбосунов, генеральный консул Республики Таджикистан в городе Екатеринбурге Зафар Сайидзода, генеральный консул Республики Узбекистан в городе Екатеринбурге Абдусалом Хатамов, а также проректор по международному сотрудничеству Ферганского государственного университета Уринов Акмалжон.
Первым докладчиком выступил заведующий кафедрой общей и педагогической психологии факультета психологии Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни Наимжон Абдурашитов, посвятивший своё выступление психолого-педагогической поддержке детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях.
Об особенностях лидерства в кыргызско-русской межкультурной коммуникации в условиях современных вызовов рассказала Назира Абдыгазиева, педагог кафедры русского языка и литературы Кыргызского Государственного университета им. И. Арабаева, отметившая важность формирования у педагогов навыка коммуникативного лидерства, гарантирующего успех в процессе профессиональной самореализации.
Людмила Лиходедова, заведующая кафедрой специальной педагогики Костанайского регионального университета им. А. Байтурсынова, затронула в выступлении тему актуальных вопросов подготовки педагогов-ассистентов, деятельность которых поспособствует обучению детей в условиях инклюзивной образовательной среды.
Назира Момошева, доцент кафедры всеобщей истории Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына, поведала слушателям о развитии общественной дипломатии РФ в странах Центральной Азии, отметив важнейшие отправные точки между Россией и Кыргызстаном на пути к сотрудничеству.
Завершающими стали выступления декана факультета истории и регионоведения Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына Туратбека Сырдыбаева и старшего преподавателя кафедры мировых языков ОшГПУ им. А. Мырсабекова Сатыбалдиева Мусабека, которые рассказали об основных приоритетах кыргызско-российского вузовского партнёрства в системе высшего, среднего профессионального и общего образования.
В Технопарке УрГПУ также встретились участники мастер-классов «VR - технологии», «Образовательная робототехника», «Понимаем другого в конфликте», дискуссионной площадки «Профессиональная адаптация современных педагогов-психологов: специфика и сопровождение», психологических мастерских «Современные технологии сохранения и укрепления психологического здоровья» и «Технологии повышения психолого-педагогической компетентности и психологической поддержки родителей», круглого стола «Воспитательный потенциал профессионального образования», стратегической сессии «Воспитательный потенциал общего и дополнительного образования: содержание и технологии» и семинара для управленческих команд и педагогов, работающих в профильных психолого-педагогических классах.
По итогам форума запланировано издание сборника материалов, индексируемых в РИНЦ с присвоением каждой статье DOI.
Источник: Медиацентр УрГПУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.