Пост-Болонья: точки отсчета

28.10.2022 270

Российская академия образования все более отчетливо претендует на статус одного из ключевых методических и экспертных центров в процессе трансфера высшего образования на пост-Болонские позиции. Под эгидой сверки часов и подтверждения позиций прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Новый вектор развития высшего образования в России: проблемы и перспективы на современном этапе».

Президент РАО Ольга Васильева обозначила задачу – понять, от чего мы исходим: что такое Болонский процесс в России? В своем выступлении она представила глубокий анализ истории Болонского процесса, в том числе – тех ограничений, что вводились в его рамках, а также вызывали протесты.

Ольга Васильева еще раз подчеркнула – есть направления подготовки, где категорически недостаточно 4-летнего бакалавриата. Подготовка педагогов вообще сопряжена с проблемами. Она отметила, что по результатам исследования в вузах, подведомственных Минобрнауки,92% студентов, программы для которых анализировались, обучаются на бакалавриате, и лишь 8% – в магистратуре. При этом 55% всех проанализированных программ – гуманитарной направленности. Подготовка учителей по физике, математике, информатике — в основном удел профильных педагогических вузов.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Алексей Левченко соощил о тех новых подходах, что будут зафиксированы в документах:
1.  Право выпускников специалитета поступать на бюджетную магистратуру: по приоритетным направлениям, а также при условии сопряженности специальности и магистерской программы.
2.  Сохранится двухуровневый формат в общественно-гуманитарных и ряде иных областей. Для критически значимых направлений будут даны рекомендации об использовании специалитета. В целом, у университетов сохранится право выбора.
3.  Разрабатывается новый ФГОС, где будут зафиксированы все нововведения: 4+2, 5+1(2), 2+2+2, присвоение нескольких квалификаций, индивидуальные образовательные траектории и т.п.

Олег Смолин поставил важный акцент – важно не столько количественное выражение – сколько лет длится образовательная программа – сколько ее качественное наполнение. В этом смысле переход от специалитета к бакалавриату вызвал обрушение интенсивности образовательной и практической подготовки. Таковы были жесткие требования первых реинкарнаций ФГОС третьего поколения, да и сами авторы программ стремились все же как-то уместить программу 5 лет в 4 года. И вот теперь даже либерализация стандартов не способна «отмотать назад» к эпохе специалитета.

Вместе с тем, депутат Смолин обратил внимание на то, что реальная возможность выбора формата подготовки возможно только, если будут разработаны соответствующие стандарты специалитета.

Председатель ВАК Владимир Филиппов, в свою очередь, напомнил – все эти стандарты и ограничения придумали мы сами для самих себя, Болонский процесс таких рамок не предусматривает. Вообще, как он считает, ФГОСы – это избыточные рамки для разработки новых «пост-Болонских» программ. Он призывает дать свободу эксперимента тем 60 университетам, что имеют право учить по собственным образовательным программам.

Принципиально значимой для высшего образования Ольга Васильева считает ядро, т.е. фундаментальные компетенции. Речь идет о серьезной базовой подготовке – как раз той, на которую, например, уйдут первые два года в модели 2+2+2. Именно о «ядерных компетенциях» говорили многие выступавшие – пост-Болонская система должна возродить ценности фундаментальной подготовки. Только на ее базе возможна реализация индивидуальных образовательных траекторий, но все формат и уровни образования должны быть сопряжены общим проблемным ядром.

 

Источник: Телеграм-канал "Научно-образовательная политика"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*