Руководство по созданию в школе дружелюбной среды

28.10.2022 353

Разработано и проходит апробацию руководство («коробочное решение») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан

В 2022 году на базе общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» осуществляется разработка и апробация руководства ("коробочного решения") по созданию в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан (далее – Руководство).

Цель создания Руководства, по мнению руководителя авторского коллектива профессора В.В. Рубцова, – методическая поддержка педагогов школ по вопросам организации системной скоординированной работы при работе с детьми с особыми образовательными потребностями; обеспечение педагогических работников рекомендациями по созданию условий организации общего и дополнительного образования для разных категорий детей.

            «Важное значение имеет развитие профессиональных и межпрофессиональных компетенций педагогических работников, позволяющих создавать специальные образовательные условия организации образовательной среды в работе с детьми, имеющими повышенный риск уязвимости. Для детей с СДВГ, детей с дислексией/дисграфией, детей из семей иностранных граждан в школе необходим индивидуальный подход, учет их образовательных потребностей. Руководство, которое разработано специалистами в сфере педагогики и психологии, специального (дефектологического) образования, социальной педагогики, включает рекомендации, которые окажут методическую поддержку учителям, специалистам психологических служб и администрации образовательных организаций».

Задачи применения Руководства, как отмечает исполнительный директор Федерации психологов образования России О.И. Леонова, конкретизировать и сделать более доступными лучшие практики (методы и технологии) работы с детьми с СДВГ, с дислексией/дисграфией, с детьми из семей иностранных граждан. «В задачи работы входило обоснование и подготовка рекомендаций для специалистов по оказанию адресной помощи детям и родителям, направленной на интеграцию детей в учебный коллектив, на преодоление возникающих учебных трудностей, психолого-педагогическую поддержку родителей данных категорий детей и помощь родителям в их воспитании».

Руководство включает методические рекомендации, инструкции по организационной, педагогической, просветительской, консультационной, диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей и реабилитационной работе в вопросах создания в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан, описание технологий и образцы коробочных решений, а также методические навигаторы по таким тематических блокам, как:

– рекомендации по созданию условий организации общего и дополнительного образования для целевых групп детей;

– выявление психолого-педагогических проблем у обучающихся целевых групп;

– механизмы создания и поддержания дружелюбной школьной среды;

– адресная психологическая помощь обучающимся целевых групп;

– социокультурная адаптация обучающихся целевых групп;

– технологии профилактики буллинга;

– консультационная, методическая и психолого-педагогическая работа с семьями, воспитывающими детей целевых групп;

– методы совершенствования у участников образовательных отношений навыков командного взаимодействия (совместной деятельности), необходимых для организации и поддержания требуемого уровня дружелюбной школьной среды для детей целевых групп;

– обеспечение психологической поддержки всех участников образовательных отношений в рамках поддержания дружелюбной школьной среды.

Директор ГБУ ДПО Самарской области «Региональный социопсихологический центр» Клюева Татьяна Николаевна отмечает, что «при работе с детьми с СДВГ учитель испытывает большие трудности. Мы говорим о том, что такому ребенку нужен индивидуальный подход, специально организованное образовательное пространство и так далее, но любой учитель, работающий в общеобразовательной школе, задаст вопрос: «Как это сделать?». Существует очень эффективный способ создания дружелюбной ситуации во время урока: когда учитель имеет обоснованный алгоритм деятельности такого ребенка на протяжении урока».

Заведующий кафедрой педагогики, психологии, дополнительного и специального образования КГАУ ДПО «Камчатский ИРО» Давиденко Алена Алексеевна указывает на важность общей позиции и диалога педагогов и родителей с особыми образовательными потребностями. «Нам важно быть в одном пространстве, поскольку есть общая цель – развитие и благополучие ребенка. Что мы предлагаем? На наш взгляд, в образовательном пространстве важно создавать условия для включения родителей в жизнь школы в качестве полноправных субъектов и участников образовательного процесса. Для этого в руководстве предложены рекомендации классным руководителям по вопросам построения конструктивного взаимодействия с родителями».

Заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальных классах Института педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета Плаксина Елена Борисовна подчеркивает, что «определяя условия преодоления коммуникативной дезадаптации детей мигрантов, мы помним, что ключевой фигурой в образовании является педагог. Включение педагога в поликультурную образовательную среду без методической поддержки вызывает определенные сложности в реализации образовательного и воспитательного процесса. Иногда это приводит к необоснованным ожиданиям низких образовательных результатов. Одно из условий преодоления коммуникативной дезадаптации – сформированность у педагогов компетенций, связанных с умениями реализации потенциала поликультурной среды».

«Нами предлагаются рекомендации по профилактике противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан, которые предполагают свое содержание, свою этапность и динамику развития, свой определенный конечный результат и реализуются в условиях образовательных организаций общего образования» - Солдатенкова Марина Леонидовна, заместитель руководителя ФКРЦ по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан МГППУ.

Руководство подготовлено при поддержке АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».

Приглашаем экспертов в сфере образования, социальной сфере, системе подготовки педагогических кадров принять участие в мероприятиях апробации Руководства, ознакомиться с материалами  и в срок до 10 ноября 2022 года заполнить анкету эксперта апробации. Подробная информация – на сайте Общественной организации «Федерация психологов образования России» (интернет-ресурс: https://rospsy.ru/node/1312).

Информационное письмо о проведении апробации

 

Источник: Пресс-служба МГППУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*