Разработано и проходит апробацию руководство («коробочное решение») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан
В 2022 году на базе общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» осуществляется разработка и апробация руководства ("коробочного решения") по созданию в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан (далее – Руководство).
Цель создания Руководства, по мнению руководителя авторского коллектива профессора В.В. Рубцова, – методическая поддержка педагогов школ по вопросам организации системной скоординированной работы при работе с детьми с особыми образовательными потребностями; обеспечение педагогических работников рекомендациями по созданию условий организации общего и дополнительного образования для разных категорий детей.
«Важное значение имеет развитие профессиональных и межпрофессиональных компетенций педагогических работников, позволяющих создавать специальные образовательные условия организации образовательной среды в работе с детьми, имеющими повышенный риск уязвимости. Для детей с СДВГ, детей с дислексией/дисграфией, детей из семей иностранных граждан в школе необходим индивидуальный подход, учет их образовательных потребностей. Руководство, которое разработано специалистами в сфере педагогики и психологии, специального (дефектологического) образования, социальной педагогики, включает рекомендации, которые окажут методическую поддержку учителям, специалистам психологических служб и администрации образовательных организаций».
Задачи применения Руководства, как отмечает исполнительный директор Федерации психологов образования России О.И. Леонова, конкретизировать и сделать более доступными лучшие практики (методы и технологии) работы с детьми с СДВГ, с дислексией/дисграфией, с детьми из семей иностранных граждан. «В задачи работы входило обоснование и подготовка рекомендаций для специалистов по оказанию адресной помощи детям и родителям, направленной на интеграцию детей в учебный коллектив, на преодоление возникающих учебных трудностей, психолого-педагогическую поддержку родителей данных категорий детей и помощь родителям в их воспитании».
Руководство включает методические рекомендации, инструкции по организационной, педагогической, просветительской, консультационной, диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей и реабилитационной работе в вопросах создания в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан, описание технологий и образцы коробочных решений, а также методические навигаторы по таким тематических блокам, как:
– рекомендации по созданию условий организации общего и дополнительного образования для целевых групп детей;
– выявление психолого-педагогических проблем у обучающихся целевых групп;
– механизмы создания и поддержания дружелюбной школьной среды;
– адресная психологическая помощь обучающимся целевых групп;
– социокультурная адаптация обучающихся целевых групп;
– технологии профилактики буллинга;
– консультационная, методическая и психолого-педагогическая работа с семьями, воспитывающими детей целевых групп;
– методы совершенствования у участников образовательных отношений навыков командного взаимодействия (совместной деятельности), необходимых для организации и поддержания требуемого уровня дружелюбной школьной среды для детей целевых групп;
– обеспечение психологической поддержки всех участников образовательных отношений в рамках поддержания дружелюбной школьной среды.
Директор ГБУ ДПО Самарской области «Региональный социопсихологический центр» Клюева Татьяна Николаевна отмечает, что «при работе с детьми с СДВГ учитель испытывает большие трудности. Мы говорим о том, что такому ребенку нужен индивидуальный подход, специально организованное образовательное пространство и так далее, но любой учитель, работающий в общеобразовательной школе, задаст вопрос: «Как это сделать?». Существует очень эффективный способ создания дружелюбной ситуации во время урока: когда учитель имеет обоснованный алгоритм деятельности такого ребенка на протяжении урока».
Заведующий кафедрой педагогики, психологии, дополнительного и специального образования КГАУ ДПО «Камчатский ИРО» Давиденко Алена Алексеевна указывает на важность общей позиции и диалога педагогов и родителей с особыми образовательными потребностями. «Нам важно быть в одном пространстве, поскольку есть общая цель – развитие и благополучие ребенка. Что мы предлагаем? На наш взгляд, в образовательном пространстве важно создавать условия для включения родителей в жизнь школы в качестве полноправных субъектов и участников образовательного процесса. Для этого в руководстве предложены рекомендации классным руководителям по вопросам построения конструктивного взаимодействия с родителями».
Заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальных классах Института педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета Плаксина Елена Борисовна подчеркивает, что «определяя условия преодоления коммуникативной дезадаптации детей мигрантов, мы помним, что ключевой фигурой в образовании является педагог. Включение педагога в поликультурную образовательную среду без методической поддержки вызывает определенные сложности в реализации образовательного и воспитательного процесса. Иногда это приводит к необоснованным ожиданиям низких образовательных результатов. Одно из условий преодоления коммуникативной дезадаптации – сформированность у педагогов компетенций, связанных с умениями реализации потенциала поликультурной среды».
«Нами предлагаются рекомендации по профилактике противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан, которые предполагают свое содержание, свою этапность и динамику развития, свой определенный конечный результат и реализуются в условиях образовательных организаций общего образования» - Солдатенкова Марина Леонидовна, заместитель руководителя ФКРЦ по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан МГППУ.
Руководство подготовлено при поддержке АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».
Приглашаем экспертов в сфере образования, социальной сфере, системе подготовки педагогических кадров принять участие в мероприятиях апробации Руководства, ознакомиться с материалами и в срок до 10 ноября 2022 года заполнить анкету эксперта апробации. Подробная информация – на сайте Общественной организации «Федерация психологов образования России» (интернет-ресурс: https://rospsy.ru/node/1312).
Информационное письмо о проведении апробации
Источник: Пресс-служба МГППУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.