Институт образования и Международная лаборатория исследований социальной интеграции ВШЭ провели по заказу АСИ исследование, направленное на анализ актуального состояния и перспектив создания специальных условий обучения, в первую очередь – дружелюбной образовательной среды, для детей с особыми запросами. Исследование проводилось в рамках программы АСИ «Школа для каждого», которая является частью Национальной социальной инициативы (НСИ). Результаты исследования специалисты ВШЭ презентовали на онлайн-встрече 12 октября.
Эксперты, принявшие участие в опросе, дали два варианта понятия «дружелюбная образовательная среда». «Узкая» трактовка подразумевает оказание адресной поддержки детям с особыми потребностями, например, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). «Широкая» трактовка строится на формировании в школах единой ценностной среды, которая подразумевает вовлечение всех учеников в жизнь школы, налаживание качества отношений между участниками образовательного процесса, а также предоставление вариативности обучения.
Фото - asi.ru
По словам опрошенных экспертов, для создания дружелюбной среды нужно сформировать внутришкольную культуру, основанную на универсальных гуманистических ценностях и прозрачных механизмах их воплощения в повседневной жизни школы. Также школам должна быть предоставлена свобода формировать собственные программы развития, включая планы по прогнозированию долгосрочных образовательных эффектов и перспектив.
В опросе также приняли участие более 440 родителей из всех регионов России, в основном это жители городов-миллионников в возрасте 35-45 лет и имеющие двух-трех детей. Говоря о составляющих дружелюбной образовательной среды, большинство родителей поставили на первое место запрос на безопасность детей – как физическую, так и психологическую, а также соответствующую специальную подготовку педагогов. Меньше внимания родители уделили всему, что связано с самовыражением детей и влиянием внешних участников на жизнь школы.
Говоря о том, что нужно сделать для формирования дружелюбной образовательной среды, 64 % родителей обратили внимание на необходимость наличия в школах специалистов, сопровождающих детей с особыми запросами. Также 58 % участников опроса призвали организовать для учителей курсы повышения квалификации, чтобы они могли продуктивно работать с детьми с особыми запросами. Кроме того, 43 % респондентов заявили, что в России нужно законодательно обеспечить право на создание специальных условий для обучения детей с особыми запросами. На идею проведения мониторинга дружелюбной среды в школах 75 % родителей отреагировали положительно, посчитав его нужным. При этом главным следствием проведения мониторинга, по мнению 46 % родителей, должно стать предоставление помощи школе для преодоления выявленных дефицитов условий для дружелюбной среды.
Среди самых важных результатов обучения в дружелюбной образовательной среде 54 % родителей назвали сохранение или рост мотивации ребенка к учебе, а также уверенность детей в своей способности решать учебные и бытовые задачи. Также 47 % респондентов отметили важность развития навыков общения у детей. При этом 40 % опрошенных утверждают, что образовательную среду в тех школах, где учатся их дети, нельзя назвать дружелюбной. Главным барьером на пути к установлению такой среды в школах родители считают неподготовленность педагогов и недостаточное финансирование образовательных учреждений. По мнению опрошенных, заниматься созданием подобной среды должно в первую очередь государство, а также директора школ и педагоги.
«Задача, поставленная перед нами АСИ, - выявить интересы и запросы детей и ориентировать образовательные организации на создание возможностей для удовлетворения этих запросов. Мы провели для этого комплексное исследование, включающее качественный и количественный блоки. Первый шаг – это анализ российских и зарубежных практик по созданию дружелюбной среды в школах. Во время проведения исследования мы выяснили, каково актуальное состояние дружелюбной среды в школах, какие барьеры и возможности есть у школ, что стоило бы сделать в этом направлении государству, школам, родительскому сообществу и НКО. Мы надеемся, что результаты исследования будут использованы АСИ для поддержки инновационных проектов и прорывных решений в образовательной сфере», - заявил в начале встречи директор центра общего и дополнительного образования Института образования ВШЭ Сергей Косарецкий.
НСИ – система непрерывных улучшений качества услуг и сервисов в социальной сфере, основанной на принципах клиентоцентричности. Идея НСИ прозвучала на заседании наблюдательного совета АСИ в июле 2020 года. По его итогам президент России Владимир Путин поручил реализовать проект по всей стране.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.