Педагогическое ремесло неразрывно связано с практикой. Часто, чтобы уверенно чувствовать себя в классе в роли учителя, студентам педвузов важно погружаться в реальную работу со школьниками. И такая возможность – трудиться уже во время обучения – у студентов есть. Благодаря изменениям, внесенным в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в 2020 году, студенты старших курсов, которые учатся по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки», могут преподавать в школах, если они успешно прошли промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения.
Кроме того, согласно закону по окончании двух курсов успешно прошедшие аттестацию студенты могут вести занятия в кружках и секциях по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующим их специальностям и направлениям подготовки.
В 2022/23 учебном году уже более 40 тысяч студентов влились в педагогические команды российских школ и более 14 тысяч молодых людей стали вести занятия в кружках и секциях в организациях дополнительного образования.
О том, как будущие педагоги находят работу, как применяют на практике полученные в педвузе знания и как совмещают обучение и преподавание, рассказали эксперты в эфире онлайн-программы «Образовательная среда».
Школа и университет придут на помощь!
Для начала стоит понимать, что далеко не каждый студент сможет совмещать работу и учебу, отметила Нина Федина, ректор Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. Помимо условий, закрепленных законодательно, обучающийся должен уметь организовать себя.
«У такого студента должны быть и организаторские способности, чтобы управлять своим временем, и хорошая успеваемость на предыдущих курсах», – обратила внимание ректор.
Нина Федина объяснила, что такие ребята могут и работать, и осваивать программу, ничего не упуская. Но при этом подход к каждому студенту должен быть индивидуальным.
«Каждый новый учитель из числа наших студентов – это абсолютно индивидуальная история, и в каждом отдельном случае мы решаем ее по-своему», – отметила эксперт.
В вузе для ребят создается индивидуальный учебный план. Они также могут выполнять дополнительные задания и заниматься дистанционно. Кроме того, работающим по специальности студентам всегда готовы помочь и преподаватели университета, и коллеги в школе.
Как студенты находят работу
Студент может как самостоятельно найти работу, пройдя собеседования, так и получить рекомендацию от преподавателей своего университета. Часто в августе школы присылают педвузам списки свободных вакансий и просят предложить им специалистов.
Заявки от школ проходят и через центры содействия трудоустройству, которые есть практически во всех вузах. Дальше информация направляется представителям факультетов и старостам, объяснил Сергей Титов, проректор по учебно-методической работе Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова.
Эта практика распространена во многих педагогических вузах страны. Например, 25% студентов Липецкого государственного педагогического университета параллельно с учебой успевают работать по специальности. При этом в школы обычно идут студенты старших курсов бакалавриата и студенты магистратуры.
«Когда появляется вакансия здесь и сейчас, мы обращаемся в первую очередь к студентам-старшекурсникам, но не к выпускникам: выпускники, как правило, уже все трудоустроены», – рассказала Нина Федина.
Трудности преодолимы!
Сами студенты отмечают, что у них получается сочетать работу и учебу. Определенные сложности есть, но благодаря индивидуальным учебным планам и выполнению дополнительных заданий они успевают освоить всю программу.
«С учебой все отлично. Получилось так распределить свое время, что в понедельник и вторник я работаю в школе, а со среды по пятницу у меня полноценная университетская жизнь», – поделился своим опытом Никита Орехов, бакалавр Московского педагогического государственного университета, учитель истории, географии и обществознания школы № 491 «Марьино» города Москвы, руководитель студенческого археологического отряда «Горизонт».
Кроме того, часто ребята видят в работе осуществление своей мечты.
«Я хотела вкладывать в головы детей знания, развивать их. Мне всегда хотелось, чтобы детки действительно росли людьми с большой буквы, чтобы умели думать и размышлять», – рассказала Вера Кузнецова, бакалавр Московского педагогического государственного университета, учитель русского языка и литературы московской школы Марьина Роща имени В.Ф. Орлова.
При этом студенты могут найти работу и в своей родной школе, что помогает им быстрее освоиться.
«Я работаю с 4-го курса, узнала о вакансии от своего куратора. И пошла преподавать в ту школу, в которой сама училась. Считаю, что родные стены все-таки помогают: родной коллектив тепло меня принял. Если у меня возникают какие-то проблемы с подготовкой к урокам, мне всегда готовы помочь», – уточнила Виктория Шкатова, студентка 5-го курса Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, учитель иностранного языка липецкой школы № 18.
Татьяна Петрова, студентка 5-го курса Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, учитель истории и обществознания гимназии № 69 Липецка, отметила, что студенты идут в школу, чтобы быть для детей проводником в мир знаний: делиться с ними чем-то новым и интересным.
«Я работаю с параллелью 6-х классов. Это большая радость, что мне дали среднее звено. Конечно, у нас есть сложности – это непростой переходный возраст, когда детки хотят показать свое «я», свой характер. Приходится искать точки соприкосновения и компромиссы», – объяснила она.
Конечно, педагог часто сталкивается с трудностями, но их всегда можно преодолеть, тем более когда чувствуешь себя на своем месте.
«Я начала работать в лицее на 5-м курсе. Во время работы и в университете, и в лицее больших сложностей в совмещении не возникало, потому что в вузе понимали, что я работаю по специальности, а в лицее – что я учусь. А также я знала, что всегда могу рассчитывать на методическую помощь со стороны преподавателей университета», – сообщила Евгения Казакова, студентка 1-го курса магистратуры Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова, учитель русского языка и литературы «Губернаторского лицея № 100» города Ульяновска.
Однако, как отметили все участники онлайн-программы «Образовательная среда», самое важное в совмещении работы и учебы для будущего педагога – то, что студенты смогут попробовать свои силы в профессии и как можно раньше применить и закрепить на практике то, чему они уже научились.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.