Лилия Гумерова: Зарплата учителя должна быть достойной

05.10.2022 95

В шести регионах России отрабатываются подходы по введению новой системы оплаты труда педагогов

В 2020 году около 67 процентов педагогов на ставке получали зарплату ниже прожиточного минимума. Такие данные в пресс-центре «Парламентской газеты» привела председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. В преддверии Дня учителя сенатор рассказала, что делают парламентарии, чтобы изменить эту ситуацию.

- Лилия Салаватовна, по оценкам кабмина, в 2022-2023 учебном году школам России не хватит 25-28 тысяч педагогов. Почему россияне не хотят работать учителями?

- Думаю, первый момент — это заработная плата. К сожалению, по данным исследования Минпросвещения, около 67 процентов педагогов за 18-часовую ставку в 2020 году получали ниже прожиточного минимума в стране. Зачастую складывалась ситуация, когда учитель высшей категории за 18 часов получал меньше, чем уборщица.

- Какой же выход?

- Еще в 2020 году Совет Федерации обратился в Правительство с просьбой установить по всей стране единые подходы к оплате труда педагогов. Есть методические рекомендации Минпросвещения, чтобы базовый оклад учителя составлял не менее 70 процентов зарплаты, а стимулирующие надбавки — не более 30 процентов.

- Если сенаторы приняли обращение еще два года назад, то как продвинулось дело?

- Сейчас новые подходы отрабатываются в шести регионах. Мы очень надеемся, что все пройдет удачно и этот опыт будет распространен на всю страну, а педагоги даже за ставку будут получать достойную зарплату.

- Год назад накануне Дня учителя ВЦИОМ спросил россиян, с какими проблемами чаще всего, по их мнению, сталкиваются учителя. Получилось: маленькая зарплата — 40 процентов, бюрократизация — 29 процентов, нехватка необходимого оборудования — 23 процента. Что удалось решить из этого списка за минувший год?

- Что касается бюрократизации, мы закрепили на законодательном уровне, что учителя не обязаны более готовить отчеты за пределами перечня, утвержденного Минпросвещения РФ. Кроме того, электронный документооборот не должен дублироваться в бумажном виде. Обращаю внимание, что в перечне Минпросвещения указаны пять основных документов, которые должны заполнять педагоги. Хочу обратиться ко всем учителям: если вы видите на местах перегибы, обращайтесь к нам в Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Мало написать хороший закон с четкими требованиями, нужно понимание ситуации на местах.

- Далее — нехватка необходимого оборудования…

- По поручению президента сейчас реализуются две программы. Первая касается строительства школ. До конца 2024 года должно быть построено не менее 1300 школ. По программе капитального ремонта до 2026 года будет отремонтировано 7300 школ.

Наш комитет следит за выполнением этих программ, сенаторы вместе с представителями профильных ведомств вносят оперативные поправки. Например, в бюджете на следующий год мы просим дополнительно 5,9 миллиарда рублей на ремонт школ из-за подорожания некоторых материалов.

При этом хочу отметить, что новые школы — это не только новые стены, но и самое современное оборудование. Это совершенно иная учебная среда.

- Согласно тому же опросу ВЦИОМ, 34 процента респондентов считают, что работе учителя мешает «неуважение со стороны учеников и родителей». Как повышаете престиж профессии учителя?

- Безусловно, это комплекс мер, в том числе и повышение зарплаты, и обеспечение достойных условий труда — о чем мы уже говорили. Важно также повышать престиж учителя с помощью кино, телевидения. Мы недавно с коллегами задались вопросом, какой современный фильм об учителе мы можем назвать хорошим? И не смогли вспомнить ни одного красивого сюжета. К сожалению, передачи об учителях на наших телеканалах, как правило, сопровождают только скандалы, которые не способствуют повышению престижа труда учителя. На мой взгляд, мы должны воспитывать культуру хорошего отношения к учителю, усиливать престиж  профессии учителя всеми возможными способами.  

- Какие задачи призван решить федеральный закон о единых образовательных программах для школ, который приняли в начале осенней сессии?

- Это стратегический фундаментальный закон. Я бы сказала, закон, который касается национальной безопасности. Потому что историю, литературу, русский язык — предметы, которые формируют личность, гражданина, — нельзя преподавать по десяткам разных программ, зачастую противоречащих друг другу.

Еще одна важная новелла — это госзаказ на учебники. Многие преподаватели задавались вопросом: а в преподавание математики, например, можно привнести что-то свое? Можно, но не ниже того базового уровня, который заявлен стандартом.

До сих пор у нас зачастую складывалась ситуация, когда ребенок, переходя из одной школы в другую или переезжая из одного региона в другой, оказывался на другой планете. Введение единых образовательных стандартов должно положить этому конец.

- Родители часто жаловались, что по факту школа не дает того уровня знаний, который требует потом на ЕГЭ. Как единые образовательные стандарты решают эту проблему?

- Действительно, 80-90 процентов родителей говорят, что сейчас для подготовки ребенка к ЕГЭ они вынуждены обращаться к услугам репетиторов. Не должно быть ситуации, когда ЕГЭ живет своей жизнью, а школьная программа — своей.

Приведу пример: в моем регионе, в Башкирии, школьники перешли на пятидневное обучение. При этом суббота дается на то, чтобы педагоги на совершенно бесплатной основе готовили к ЕГЭ.

- Бесплатно для ребят или для учителей?

- Конечно, для ребят. Педагоги получают за это зарплату. Потому что раньше часто складывалась ситуация, что учитель отработал шесть дней за зарплату, а в воскресенье он идет зарабатывать деньги — готовить за отдельную плату детей к ЕГЭ. Сейчас мы легализовали процесс дополнительной подготовки к госэкзамену, что выгодно и школьникам, и их родителям, и учителям.

Пользуясь возможностью, хочу поздравить всех учителей нашей страны с профессиональным праздником — Днем учителя. Профессия учителя — самая ответственная, светлая и самая нужная. Великую Отечественную войну выиграл учитель, который воспитал Зою Космодемьянскую, Володю Дубинина, Алексея Маресьева, сотни и тысячи наших известных и неизвестных героев. Сама жизнь показывает, насколько сегодня важна роль Учителя, не урокодателя, а Учителя с большой буквы — воспитателя, формирующего мировоззрение наших детей. Здоровья, счастья и всего самого доброго вам, наши дорогие учителя!


Источник: Парламентская газета

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*