Электрические автомобили, автобусы, самокаты и другие виды транспорта все активнее завоевывают свое место на дорогах России. Перспективная отрасль привлекает талантливую молодежь, желающую развивать индустрию в нашей стране. В этом году по укрупненной группе специальностей «Электро- и теплоэнергетика» в российские вузы поступило более 130,8 тыс. человек.
Куда пойти учиться будущему специалисту электромобильной отрасли
Направление «Электроэнергетика и электротехника» (в рамках которого готовят будущих специалистов электромобильной отрасли) стало самым популярным у абитуриентов по программам бакалавриата и магистратуры по укрупненной группе специальностей «Электро- и теплоэнергетика». Большинство из тех, кто выбрал такое направление, — жители столицы России, Московской, Тульской, Брянской, Владимирской, Тверской и Ростовской областей, Республик Чувашия и Дагестан, а также Ставропольского края.
В регионах большинство абитуриентов подавали документы в Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина, Казанский государственный энергетический университет, Уральский федеральный университет им. первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина, Новосибирский государственный университет и некоторые другие технические вузы.
Фото - minobrnauki.gov.ru
Большой популярностью пользовались столичные вузы. Абитуриенты отдавали предпочтение Национальному исследовательскому университету «МЭИ», Московскому автомобильно-дорожному государственному техническому университету, Национальному исследовательскому технологическому университету «МИСиС», Московскому политехническому университету, Московскому государственному техническому университету им. Н. Э. Баумана.
Например, в этом году в Бауманке на 150 бюджетных мест по укрупненной группе специальностей «Электро- и теплоэнергетика» поступила 1 251 заявка, причем большинство из них — на направление «Электромобили».
В числе лидеров по подготовке кадров для электромобильной отрасли остается Московский Политех. В этом году на базе вуза запущена Передовая инженерная школа электротранспорта, где с 1 октября студенты смогут получать образование по трем магистерским программам в учебных и производственных лабораториях и создавать собственные проекты.
«По итогам двухлетнего обучения под руководством наставников из индустрии наши студенты выйдут на рынок подготовленными специалистами, а работодатель получит сформированную команду для конструкторского бюро. Выпускникам Передовой инженерной школы гарантировано трудоустройство в компании индустриальных партнеров», — отмечает директор Передовой инженерной школы электротранспорта Московского Политеха Пабло Итурралде.
От спокойного Smart-шаттла до скоростного электробайка: что создают московские инженеры
Несмотря на то, что на обучение в инженерной школе еще идет набор, студенты вуза давно и активно участвуют в проектах по созданию разных видов транспорта на электроприводе. Одна из разработок — Smart-шаттл для городских парков. Компактный электромобиль на автоматическом управлении может развивать скорость до 40 км/ч и перевозить до 4 пассажиров по заранее заложенным в программу маршрутам. До конца года инженеры планируют презентовать доработанный предсерийный прототип, а также грузовую версию шаттла. Габариты беспилотного грузовика позволят перевозить на нем коробки и баки, европалеты и даже спортивный мотоцикл.
Стоит отметить, что в арсенале разработок инженеров Московского Политеха есть и электробайк. В этом году новая версия мотоцикла MIG участвовала в экстремальном фестивале скорости «Байкальская миля». Техника показала отличный результат, развив скорость на льду до 210,397 км/ч.
Также студенты вместе с наставниками работают над электрификацией квадроцикла российской компании Stels. Первый прототип из отечественных компонентов уже на этапе сборки, команда планирует протестировать его в реальных условиях эксплуатации и на спортивных соревнованиях, а после испытаний довести до предсерийного уровня.
Шире функционал и ниже стоимость: над чем работают в регионах
В число флагманов подготовки специалистов для электромобильной отрасли входят и региональные вузы. Например, Казанский государственный энергетический университет (КГЭУ) несколько лет в партнерстве с индустриальными партнерами реализует крупные профильные проекты.
За последний год по программе Минобрнауки России «Приоритет 2030» в университете созданы две современные профильные учебно-научные лаборатории и студенческое проектно-конструкторское бюро. Также открыты новые направления подготовки: «Электромобильный и беспилотный транспорт» и «Проектирование и эксплуатация электротехнического оборудования электромобилей, беспилотного транспорта и зарядной инфраструктуры», на которых учатся более 80 студентов.
Инженеры КГЭУ работают над созданием не только электротранспорта, но и отечественной инфраструктуры для его обслуживания. Так, студентам вуза удалось разработать собственный комплекс для диагностики зарядных станций электромобилей. В отличие от зарубежных аналогов у российского устройства шире функционал и ниже стоимость.
Как рассказал один из авторов проекта, аспирант КГЭУ Булат Сафиуллин, созданием собственного комплекса коллектив занялся из необходимости: для работы в лаборатории понадобился прибор для диагностики зарядных устройств. Сначала студенты пытались найти что-то похожее на рынке, потом решили сделать его сами.
«Это был простейший, но рабочий, макетный образец с резисторами, тумблерами и переключателями. Потом тематика электромобилей и сопутствующей инфраструктуры в России и Татарстане начала развиваться и у государства появился запрос на такие разработки. Мы доработали свой проект и выиграли с ним 1 млн рублей в конкурсе «Студенческий стартап», — рассказал Булат Сафиуллин.
Опытный образец, приближенный к коммерческой версии, команда инженеров планирует создать в течение года на средства гранта — на них закупят рабочий инвентарь, инструменты, 3D-принтер, детали и расходники для электросхем.
«У нас уже есть приблизительная схема с расположением элементов и описанием функционала, написана часть программного обеспечения. В рамках стартапа планируем довести разработку до функционирующего устройства, завершив электрическую схему, программное обеспечение и корпус», — добавил Булат Сафиуллин.
По итогам будет создано два вида устройства: универсальное для массового применения и прибор с расширенным функционалом для персонала, производящего и обслуживающего зарядные станции.
Качество подготовки инженеров в вузах России будет выведено на новый уровень
Правительство России утвердило концепцию развития электротранспорта в Российской Федерации до 2030 года. К концу 2024 года планируется выпустить не менее 25 тыс. электромобилей и запустить в работу 9,4 тыс. зарядных станций по всей стране. Для достижения этих целей необходимо выполнить одну из приоритетных задач, поставленных Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, — вывести качество подготовки инженеров в российских вузах на новый, более высокий уровень. Это требует увеличения финансирования обучения таких специалистов, расширения программ обновления учебно-лабораторного оборудования, развития университетской инфраструктуры.
Чтобы система подготовки инженеров в полной мере отвечала современным запросам, Минобрнауки России была разработана инициатива социально-экономического развития страны «Передовые инженерные школы». В этом году были определены 30 университетов (включая 20 региональных), на базе которых в сотрудничестве с ведущими предприятиями страны и госкорпорациями создаются такие школы. Передовые инженерные школы при поддержке индустриальных партнеров реализуют новейшие образовательные программы по приоритетным направлениям, подготовят высококлассных специалистов и решат сложные инженерные задачи в интересах этих компаний и отраслей.
Источник: Пресс-служба Минобрнауки России
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.