Онлайн-образование: мнения за и против

01.09.2022 258

На форуме Общественной палаты Российской Федерации «Сообщество» в Казани прошла дискуссия «Онлайн-образование: доступность vs снижение качества», которая организована в рамках председательствования ОП РФ в Международной ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов (МАЭСССИ). Участие в дискуссии приняли представители общественных палат Самарской и Калужской областей, ДНР, Республики Татарстан, органов управления образованием, образовательных организаций и бизнеса, а также представители стран — участниц МАЭСССИ.

Модератором дискуссии стала заместитель руководителя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности, президент Ассоциации корпоративного образования «МАКО» Ольга Голышенкова. Открывая дискуссию, она отметила противоречивость онлайн-образования и сложность отношения к нему со стороны  участников образовательного процесса.

«С одной стороны, мы все убеждены, что онлайн-образование — необходимость нашего времени, — сказала она. — Это подтвердил опыт локдауна, когда онлайн-образование стало единственно возможным форматом, вовлекшим в этот процесс миллионы участников и доказавшим свою жизнеспособность и право на существование. С другой стороны, многие учителя, дети, родители с приходом онлайн-образования в нашу жизни потеряли ту магию общения, непосредственного, живого контакта, который дает классический образовательный формат. Кроме того, много претензий к низкому качеству онлайн-образования. Однако уже сейчас каждый шестой участник образовательного процесса получает образование целиком и полностью в онлайн формате. Поэтому важно обсудить все за и против этого формата и сформулировать выводы, которые помогут совершенствованию этого процесса и пониманию тех сфер, где без него не обойтись».

Оксана Гудис, управляющий директор-руководитель HR-блока «АкБарс Банк», рассказала об эффективности онлайн-образования для разветвленных бизнес-структур, когда нужно дотянуться до каждого сотрудника в разных поселках, городах, регионах. Это подтверждают и цифры компании, только за первое полугодие этого года с работниками было проведено 2390 онлайн-мероприятий. Действительно, онлайн-образование — прекрасная возможность для проведения консультаций, вебинаров, обучения по конкретным продуктам для взрослого мотивированного человека. Среди плюсов онлайн-образования спикер назвала сокращение расходов на корпоративное образование и цифровой след, который помогает увидеть динамику развития сотрудника.

Начальник отдела общего образования и итоговой аттестации обучающихся Министерства образования и науки Республики Татарстан Татьяна Иванова отметила, что онлайн-образование дало возможность не потерять детей в период пандемии. И в то же время этот опыт продемонстрировал, что онлайн-образование подходит только высокомотивированным детям, чьи родители глубоко погружены в образовательный процесс. Для большинства детей оптимальной системой обучения остается классно-урочная система. Оксана Милованова, председатель ОП Калужской области, отметила, что онлайн-образование может помочь детям с ОВЗ, обучающимся на дистанте, принять участие в работе класса. 

Александр Кофман, председатель Общественной палаты Донецкой Народной Республики, отметил, что онлайн-образование сейчас может выручить местных студентов и школьников. Однако он отметил, что полностью переход школьников на онлайн-формат лишит их возможности социализации.

Член Общественной палаты Самарской области Дмитрий Камынин отметил, что онлайн — прекрасный инструмент получения фактологических знаний. Однако этот тезис сразу же ставит вопрос о верификации знаний и фактчекинге курсов и материалов, которые предлагает интернет. Онлайн-образование привлекает своей доступностью. «К сожалению, доступность образования не равна его качеству», — отметил Камынин.

Мишелен Гбеха, член Экономического и социального совета Бенина, рассказала об опыте перехода своих студентов на онлайн-обучение в период пандемии. Такой формат оказался доступен только студентам — жителям столицы, обеспеченным и качественным интернетом, и необходимыми гаджетами. Остальные студенты оказались практически выключены из образовательного процесса, что привело к решению вернуться к очному формату обучения.

Свой голос в защиту онлайн-образования отдал Илья Корчагин, руководитель проектов центра образовательных проектов исследовательского центра в сфере искусственного интеллекта университета «Иннополис». Его опыт подготовки специалиcтов в сфере IT говорит о том, что освоение IT-компетенций невозможно без онлайн-формата: слишком быстро появляются в этой сфере новые специальности и слишком уникальны такие профессионалы. Пригласить их провести очный курс практически нереально для большинства вузов — график таких профессионалов плотно сформирован. Поэтому онлайн-курсы от них являются прекрасным решением проблемы.

Римма Гильмеева, член ОП Республики Татарстан, ведущий научный сотрудник Института педагогики, психологии и социальных проблем, отметила низкий уровень навыков педагогов для ведения уроков в онлайне. Это связано с самой системой педагогического образования: методические приемы, специфика удержания внимания в онлайне и офлайне слишком различны и требуют разных инструментов.

О воспитательной функции образования, которая теряется при онлайн-формате, напомнила Екатерина Шугаева, ведущая программы «Мы и наука. Наука и мы» телекомпании НТВ. Она отметила, что онлайн-формат хорош как метод предоставления информации и метод контроля, но вести речь о замене классического образования онлайн-форматом невозможно.

В результате обсуждения участники согласились с тем, что онлайн-образование — это прежде всего формат для взрослых мотивированных людей, которые помогает сэкономить время, силы, средства. Никто из участников диалога не видит в онлайн-образовании панацеи. В классическом школьном образовании допустимо использовать некоторые онлайн-инструменты, однако замена традиционного школьного образования на онлайн-образование недопустима.

 

Источник: Пресс-служба ОП РФ

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*