На форуме Общественной палаты Российской Федерации «Сообщество» в Казани прошла дискуссия «Онлайн-образование: доступность vs снижение качества», которая организована в рамках председательствования ОП РФ в Международной ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов (МАЭСССИ). Участие в дискуссии приняли представители общественных палат Самарской и Калужской областей, ДНР, Республики Татарстан, органов управления образованием, образовательных организаций и бизнеса, а также представители стран — участниц МАЭСССИ.
Модератором дискуссии стала заместитель руководителя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности, президент Ассоциации корпоративного образования «МАКО» Ольга Голышенкова. Открывая дискуссию, она отметила противоречивость онлайн-образования и сложность отношения к нему со стороны участников образовательного процесса.
«С одной стороны, мы все убеждены, что онлайн-образование — необходимость нашего времени, — сказала она. — Это подтвердил опыт локдауна, когда онлайн-образование стало единственно возможным форматом, вовлекшим в этот процесс миллионы участников и доказавшим свою жизнеспособность и право на существование. С другой стороны, многие учителя, дети, родители с приходом онлайн-образования в нашу жизни потеряли ту магию общения, непосредственного, живого контакта, который дает классический образовательный формат. Кроме того, много претензий к низкому качеству онлайн-образования. Однако уже сейчас каждый шестой участник образовательного процесса получает образование целиком и полностью в онлайн формате. Поэтому важно обсудить все за и против этого формата и сформулировать выводы, которые помогут совершенствованию этого процесса и пониманию тех сфер, где без него не обойтись».
Оксана Гудис, управляющий директор-руководитель HR-блока «АкБарс Банк», рассказала об эффективности онлайн-образования для разветвленных бизнес-структур, когда нужно дотянуться до каждого сотрудника в разных поселках, городах, регионах. Это подтверждают и цифры компании, только за первое полугодие этого года с работниками было проведено 2390 онлайн-мероприятий. Действительно, онлайн-образование — прекрасная возможность для проведения консультаций, вебинаров, обучения по конкретным продуктам для взрослого мотивированного человека. Среди плюсов онлайн-образования спикер назвала сокращение расходов на корпоративное образование и цифровой след, который помогает увидеть динамику развития сотрудника.
Начальник отдела общего образования и итоговой аттестации обучающихся Министерства образования и науки Республики Татарстан Татьяна Иванова отметила, что онлайн-образование дало возможность не потерять детей в период пандемии. И в то же время этот опыт продемонстрировал, что онлайн-образование подходит только высокомотивированным детям, чьи родители глубоко погружены в образовательный процесс. Для большинства детей оптимальной системой обучения остается классно-урочная система. Оксана Милованова, председатель ОП Калужской области, отметила, что онлайн-образование может помочь детям с ОВЗ, обучающимся на дистанте, принять участие в работе класса.
Александр Кофман, председатель Общественной палаты Донецкой Народной Республики, отметил, что онлайн-образование сейчас может выручить местных студентов и школьников. Однако он отметил, что полностью переход школьников на онлайн-формат лишит их возможности социализации.
Член Общественной палаты Самарской области Дмитрий Камынин отметил, что онлайн — прекрасный инструмент получения фактологических знаний. Однако этот тезис сразу же ставит вопрос о верификации знаний и фактчекинге курсов и материалов, которые предлагает интернет. Онлайн-образование привлекает своей доступностью. «К сожалению, доступность образования не равна его качеству», — отметил Камынин.
Мишелен Гбеха, член Экономического и социального совета Бенина, рассказала об опыте перехода своих студентов на онлайн-обучение в период пандемии. Такой формат оказался доступен только студентам — жителям столицы, обеспеченным и качественным интернетом, и необходимыми гаджетами. Остальные студенты оказались практически выключены из образовательного процесса, что привело к решению вернуться к очному формату обучения.
Свой голос в защиту онлайн-образования отдал Илья Корчагин, руководитель проектов центра образовательных проектов исследовательского центра в сфере искусственного интеллекта университета «Иннополис». Его опыт подготовки специалиcтов в сфере IT говорит о том, что освоение IT-компетенций невозможно без онлайн-формата: слишком быстро появляются в этой сфере новые специальности и слишком уникальны такие профессионалы. Пригласить их провести очный курс практически нереально для большинства вузов — график таких профессионалов плотно сформирован. Поэтому онлайн-курсы от них являются прекрасным решением проблемы.
Римма Гильмеева, член ОП Республики Татарстан, ведущий научный сотрудник Института педагогики, психологии и социальных проблем, отметила низкий уровень навыков педагогов для ведения уроков в онлайне. Это связано с самой системой педагогического образования: методические приемы, специфика удержания внимания в онлайне и офлайне слишком различны и требуют разных инструментов.
О воспитательной функции образования, которая теряется при онлайн-формате, напомнила Екатерина Шугаева, ведущая программы «Мы и наука. Наука и мы» телекомпании НТВ. Она отметила, что онлайн-формат хорош как метод предоставления информации и метод контроля, но вести речь о замене классического образования онлайн-форматом невозможно.
В результате обсуждения участники согласились с тем, что онлайн-образование — это прежде всего формат для взрослых мотивированных людей, которые помогает сэкономить время, силы, средства. Никто из участников диалога не видит в онлайн-образовании панацеи. В классическом школьном образовании допустимо использовать некоторые онлайн-инструменты, однако замена традиционного школьного образования на онлайн-образование недопустима.
Источник: Пресс-служба ОП РФ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.