26 августа на площадке Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников прошла еще одна секция областного Августовского совещания – «Классное руководство: основные задачи и основные возможности единого образовательного пространства».
– Вы, наверное, обратили внимание, что создание единого образовательного пространства – это ключевая государственная образовательная тема. Она звучит в проектах Министерства просвещения, она прошла красной нитью через все пленарное заседание Августовского совещания, она будет звучать и сегодня, – отметила модератор секции, профессор ЦНППМПР Ирина Ларионова.
Открывая секцию, ректор УрГПУ Светлана Минюрова подчеркнула важность роли классного руководителя в системе образования:
– Классный руководитель – педагог, который выполняет функцию, связанную не с предметной областью, не с методикой преподавания отдельного предмета, а вводит взрослеющего человека в жизнь. На педагогическом языке мы проговариваем важные для нас установки о формировании функциональной грамотности. Это происходит в рамках предмета – как научить решать задачи, связанные с реальной жизнью. Но если мы говорим о жизни в широком смысле, о том, как человеку научиться жить в этой жизни, оставаться честным, правдивым, умным, добрым, – это все оказывается предметом гражданской грамотности.
Фото - uspu.ru
С докладом о проблемах и задачах воспитания выступила начальник отдела воспитания, патриотических проектов и программ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области Ольга Деникаева. Спикер отметила, что в этом году Свердловская область стала участником нескольких федеральных проектов, реализация которых предстоит в новом учебном году. Это прежде всего проект, связанный с обеспечением образовательных организаций государственной символикой и с инициативой Президента начиная с 1 сентября начинать каждую неделю в школах церемонией поднятия флага и исполнения гимна РФ. Также с 1 сентября в школах появится должность советники руководителей школ по воспитанию и связям с детскими общественными организациями. Еще одно направление связано с развитием детских объединений и общественных движений. Сопутствующий проект – создание и развитие центров детских инициатив. В системе распределения функций воспитания и заместителю директора по воспитательной работе, и советнику директора по воспитанию, и классному руководителю принадлежат свои особые роли. В течение учебного года предстоит наработать опыт по выстраиванию их отношений таким образом, чтобы получить максимальный результат.
«Актуализация Примерной рабочей программы воспитания» – с докладом на эту тему выступила Оксана Шестакова, заместитель директора по научной работе Института изучения семьи, детства и воспитания Российской академии образования.
Фото - uspu.ru
Примерная рабочая программа воспитания – основной документ, которым руководствуются педагоги, реализуя государственную политику в области воспитания на территории Российской Федерации. Актуализация программы связана с изменениями, внесенными в Конституцию РФ в 2020 году. Программа опирается на сформулированные в этом документе базовые российские духовно-нравственные ценности. Также в актуализированной программе нашли свое место изменения, внесенные в Федеральный закон об образовании и в обновленный ФГОС. Примерная рабочая программа воспитания является обязательным компонентом примерных основных общеобразовательных программ, которые разрабатывает каждая образовательная организация в России. Институт изучения семьи, детства и воспитания разработал Примерную рабочую программу воспитания для детских садов, школ и колледжей, она актуализирована, прошла апробацию в образовательных организациях, получила экспертные заключения ведущих педагогических вузов. Оксана Александровна представила эту программу, рассказала об инвариантной и вариативной части и ее фактическом наполнении.
Фото - uspu.ru
Виталий Дегтерев, профессор, доктор педагогических наук, в своем сообщении обратил внимание на то, что единую образовательную среду не нужно сводить только к школе, потому что в формировании личности подрастающего человека участвует все его широкое социальное окружение. Школа взаимодействует с колледжами, вузами, органами власти, учреждениями культуры. Единое образовательное пространство немыслимо и без единых требований ко всем участникам образовательных отношений. Компетентностный подход, как и подход, направленный на формирование функциональной грамотности, полностью соответствуют целям воспитательной работы, ведь конечный результат – это выпустить в жизнь компетентного (владеющего и умеющего пользоваться всеми своими гражданскими компетенциями) гражданина.
Галина Кругликова, доцент, кандидат педагогических наук, директор Федерального центра научно-методического сопровождения деятельности педагогов УрГПУ, рассказала об инициированном Министерством просвещения проекте «Разговоры о важном». Это цикл еженедельных тематических бесед, которые будут проходить во всех школах России первым уроком по понедельникам после церемонии поднятия флага. Темы уже определены, утверждены, методическая работа с педагогами активно шла все лето. Материалы по темам представляют собой не только методические разработки и презентации, но и визуализированный контент, интерактивные задания и т.д. Верифицированный контент регулярно предлагается классным руководителям и через Телеграм-канал проекта. «Разговоры о важном» – проект, разработанный в соответствии с ценностными основами государственной политики. Доминанты – страна, семья, государство, общество, человек. Педагоги имеют возможность сами осознать и прочувствовать эти ценностные ориентиры, наполнить их конкретным содержанием и донести до своих воспитанников. Галина Александровна отметила, что новым смыслом наполняются такие понятия как «служение» (патриотизм), «доверие» (государство), «согласие» (общество), «созидание» (человек). Это ценностные доминанты и тренды воспитания.
С интересными докладами выступили педагоги. Венера Каримова, учитель музыки школы № 91, руководитель Ассоциации классных руководителей г. Екатеринбурга, представила доклад на тему «Потенциал социального партнерства для организации воспитательной работы с детьми и педагогическими работниками на основе российских традиционных ценностей», Наталья Светлакова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе № 7, руководитель Ассоциации классных руководителей Камышловского ГО – на тему «Возможности родительского сообщества».
Очно на площадке ЦНППМПР присутствовали 80 участников, в дистанционном формате в работе секции приняли участие более 700 педагогов Екатеринбурга и Свердловской области.
Источник: Медиапортал УрГПУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.