Состоялось первое заседание рабочей группы Минобрнауки России по усовершенствованию работы суперсервиса "Поступление в вуз онлайн". Перед заседанием ректоры ведущих университетов приехали на пресс-конференцию в редакцию "Российской газеты" и рассказали, почему сервису нужен "апгрейд" и как прошел прием 2022 года.
- В эту приемную кампанию были случаи нестабильной работы сервиса, - рассказал ректор Финансового университета при Правительстве РФ, заместитель руководителя рабочей группы Минобрнауки Станислав Прокофьев. - Мы вместе с министерством предложим новую структуру управления сервисом и его работы.
Действительно, прием-2022 показал, что из-за наплыва виртуальных посетителей - документы через суперсервис можно было подать в 900 с лишним российских вузов - он попросту "подвисал". Поданные заявления отображались в системе не сразу, отметки о согласии на зачисление тоже порой доходили до вуза с опозданием. Случаев масса - по всей стране. Доходило до того, что в некоторых вузах абитуриентам предлагали срочно нести в приемную комиссию оригиналы документов. Но если абитуриент из другого города? Тогда отправляйте экспресс-почтой!
Словом, перенервничали все - и абитуриенты, и приемные комиссии.
- Предполагается, что работа группы пойдет по трем направлениям. В первую очередь, поработаем с нормативной базой, связанной с приемом, - отметил Станислав Прокофьев. - Также изучим и постараемся решить проблему информационной интеграции сервиса и электронных систем вузов. Третье направление - организационное, связанное с адаптацией внешней среды к системе, которое включает в себя организацию взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Прокофьев сообщил, что в планах на 2024 год ввести в рамках суперсервиса возможность отслеживать свою позицию не только в одном вузе, но по всему спектру избранных специальностей и по всем вузам.
- Мы проработали и создали подобную систему внутри университета: каждый абитуриент мог заявить в порядке убывания значимости до 10 направлений подготовки, по которым он хотел бы учиться, - пояснил Прокофьев. - Компьютерная программа в режиме реального времени, с обновлением раз в полчаса, показывала, как меняется позиция абитуриента, какие шансы поступить на ту или иную специальность.
О проблемах говорили и другие участники пресс-конференции. По мнению ректора Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта Александра Федорова, суперсервис требует "апгрейда" в самое ближайшее время.- Инновация этого года - тотальное использование суперсервиса, у которого были существенные проблемы. Решать их нужно прямо сейчас, - подчеркнул Александр Федоров. - Нужны совместные усилия, прежде всего минцифры. Суперсервис - отличная машина, которую нужно совершенствовать, и тогда она принесет много пользы. Бывает, что самую хорошую идею портит плохая логистика. С этим нужно бороться.
- Абитуриент должен не только в рамках одного вуза, но в рамках страны в целом, понимать, какие у него шансы на поступление, - добавил исполняющий обязанности ректора Самарского национального исследовательского университета им. академика Королева Андрей Гаврилов.
- Это одна из целей, которую перед собой должен ставить суперсервис.
Еще одной "горячей" темой беседы стало зачисление в одну волну. Эта волна подняла другую - волну возмущения среди абитуриентов и родителей. Хотя, напомним, зачисление в одну волну - не новинка, так же вузы работали и в прошлом году. Но если год назад все было в порядке эксперимента, то сейчас - закреплено официально в правилах приема. Успели приспособиться?
- Интересно, знает ли кто-то из нынешних абитуриентов или их родителей, что лет пять назад у нас еще было зачисление в ту самую одну волну, - напомнил проректор Московского городского педагогического университета Дмитрий Агранат. - Потом перешли на две. Имея опыт работы в условиях и одной, и двух волн, могу сказать: две волны - несправедливый подход к абитуриенту. Почему? В первую волну вузы должны были заполнить до 80 процентов бюджетных мест. И в силу того, что студенты с трудом определялись, медлили, во вторую волну конкурс мог быть даже больше, чем в первую.
Соответственно, студенты с меньшим количеством баллов могли пройти в первую волну, а высокобалльники с трудом пробивались и во вторую.
По мнению эксперта, одна волна - абсолютно правильное решение. Это мотивирует абитуриентов быстрее самоопределиться, куда они пойдут.
- Аналог - спортивные игры. Все бегут, и финиш у всех один, - подытожил Дмитрий Агранат.
Ректор Южного федерального университета Инна Шевченко не видит трагизма в одной волне зачислений.
- Приемная кампания всегда проходит немного "под прессом" - и для поступающих, и для вузов, - говорит Инна Константиновна. - После основного этапа зачисления те, кто не поступил, имеют возможность самоопределиться и подать документы в дополнительный набор. Это тоже часть приемной кампании, один комплекс.
Ректоры отметили небольшой рост количества желающих поступать на платные отделения.
- Возможно, это связано со стратегиями поступления в одну волну: кто-то не смог поступить, куда хотел, а теперь готов учиться на платной основе, - предположил Андрей Гаврилов. - Или это "скрытые резервы" прошлых лет - те, кто не поступил тогда. В любом случае, это явление этого года, которое интересно изучить.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.