Молодежное предпринимательство: гармоничное развитие

23.08.2022 160

Университеты активно укрепляют свою связку с индустриальными партнерами и органами власти. Роль предпринимательства в развитии государства и экономики всегда была велика, сегодня она возрастает по мере роста запросов на развитие технопредпринимательства. Как университету готовить предпринимателей, а предпринимателям формировать четкие запросы на подготовку кадров? Это двусторонний процесс, который требует выработки совместных свежих решений для обеспечения возможностей самореализации молодежи на всех этапах ее развития. Все эти вопросы эксперты обсудили в рамках «Школы академического совершенства» на панельной дискуссии «Бизнес клуб: в гармонии с университетами». Модератором сессии выступил научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов @szhenov.

Денис Аширов, заместитель руководителя Росмолодежи:

«У нас есть общая задача, которую нельзя делить между ФОИВами – выстраивание экосистемы молодежной политики, в том числе в преломлении к предпринимательскому большому кейсу. В системе при непосредственном участии Минобрнауки была история, связанная с формированием большой платформы студенческого технологического предпринимательства, где в связке с Росмолодежью, Министерством просвещения мы выстраивали экосистему, начиная от школьной скамьи. Где кружковое движение — это первые зачатки зарождения предпринимательства.

Дальше молодой человек приходит в университет, где мы формируем для него стартап-студии, Точки кипения, выявляем у него компетенции предпринимательского потенциала. Создавая все эти возможности, мы пытаемся вытащить из студента то, кто он – создатель бизнеса, или исполнитель внутри него, или он может быть хорошим человеком, который дает научную, стезю для того, чтобы бизнес развивался.

После мы даем возможность в университете заменить его выпускную квалификационную работу проектом стартап как диплом, чтобы уже молодой человек не потерял эту связку между тем, пока он развивался и на выходе из университета. Таким образом, он может заменить защиту практическим кейсом в виде конкретного бизнеса либо теоретической моделью еще создаваемого бизнеса.

И следующая история – трансфер технологий, когда мы ставим его бизнес «на ноги» — масштабирование, реализация бизнес-идеи, конкретных продуктов.

При этом есть очень важная и большая задача – это вовлечение в эту повестку молодежи. Здесь большой пласт работы у Росмолодежи. В сентябре мы запустили большую всероссийскую программу по развитию молодежного предпринимательства, где постарались сложить эту коллаборацию очень важных вещей.

А что нужно, чтобы вовлечь как можно больше молодых ребят предпринимателей в повестку? Ведь мы понимаем, что сейчас 39 миллионов молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет. Из них, мы понимаем, что 2 миллиона уже в вовлечены в предпринимательский кейс, предпринимательскую деятельность по разным направлениям. Соответственно, мы должны дать все возможности для того, чтобы молодой человек внутри двигался. И мы здесь говорим, что это в любом случае это вовлечение и популяризация. Даже общаясь на дискуссии, мы понимаем, что это один из элементов, направленных на популяризацию предпринимательства.

Движение вперед без постоянного обучения невозможно. Следующим важным треком является обучение молодых ребят, акселерация их проектов. Это делается так, чтобы мы их сводили уже с реальными бизнес-кейсами.

Есть кейс с наставничеством. Это одно из важнейших направлений, когда можно поправить, когда можно подсказать, когда в конечном итоге можно сказать, как правильно это нужно делать. Это история акселерации как молодых, так и уже успешных деятелей в предпринимательской сфере, когда они за одним столом могут обсуждать и работать в этом направлении.

Следующий момент — взаимодействие с органами власти и индустриями развития, которые помогают в этом развиваться. Это тоже одна из тех задач, которые мы закладываем в нашу программу. Яркий пример – Елена Мякотникова. Я рад, что мы в другом статусе, но продолжаем работать. Это история взаимодействия с крупными компаниями, партнёрами, которые помогают еще молодому бизнесу и молодым ребятам развиваться и делать.

Все эти 6 направлений для нас очень важны. Мы считаем, что в такой коллаборации мы сможем двигаться дальше. Важно учитывать, что мы можем сколько угодно придумывать уникальную федеральную линейку, но, если мы не будем спускать это на Землю и учитывать региональную специфику, это работать не будет.

Мы сейчас в 2022 году реализуем свою программу в 37 пилотных регионах.  Мы это делаем в каждом регионе индивидуально — с фоивами обсуждаем, какой для них уникальный кейс и как его нужно реализовать, как в нем надо двигаться, и какая должна быть уникальная повестка для того молодого человека, который хочет заниматься предпринимательской деятельностью.

KPI 2022 года в рамках Всероссийской программы – это 10 тысяч молодых ребят, которые должны быть вовлечены в процессы, связанные с предпринимательской деятельностью.

Начиная от Всероссийских конкурсов молодого предпринимателя и заканчивая большими смысловыми программами, проектами, клубами, встречами и завтраками с бизнес-структурами и всем тем, что настоящего, еще не созревшего, но уже желающего молодого человека могло бы сподвигнуть еще больше развиваться в бизнесе, еще больше двигаться по предпринимательской линейке — мы со своей стороны как менеджеры обеспечиваем все условия для реализации.

У нас объявлено Десятилетие науки и технологий в России. Это говорит о том, что мы должны сделать бесшовную связку между созданием бизнес-проектов и реализацией их в научной плоскости. Мы говорим и об импортозамещении, и о тех технологиях, которые нам сейчас важны, чтобы не было сбоев, перекосов в том, что ушло в рамках санкций. И это Десятилетие, и заложенная туда история, говорят о том, что Росмолодежь сейчас тоже повернёт свой путь, с точки зрения бизнес-процессов, к этой связке между научной и предпринимательской составляющей».

Елена Мякотникова, советник генерального директора СИБУР:

«В СИБУР лидируют несколько направлений, в частности, есть программа «Траектория». Это целевая программа для всех студентов России, корпоративная образовательная программа компании и топовых вузов. Она распространяется на студентов 3-го курса бакалавриата и 1-го курса магистратуры (это один год). Участникам программы предоставляется большое количество возможностей, включая обязательную оплачиваемую стажировку. Это очень важно с точки зрения возможности попробовать себя в профессии, что дает уверенность в будущем интересном месте работы и в заработке.

Мы много работаем с вузами, также у нас есть свой корпоративный университет. У нас большое количество корпоративных тренеров (больше 400 человек). На бюджетное обучение у нас тратится больше 2% от фонда оплаты труда.

Что касается предпринимательства, предприятий, частного бизнеса на стыке с наукой, то здесь мой любимый кейс с карбоновыми полигонами. На прошлой неделе Минобрнауки утвердило новый карбоновый полигон в Воронежском лесотехническом университете и индустриальный партнер этого проекта – СИБУР. Мы поддерживаем это направление не только ресурсно, не только финансово, но и совместно прописываем практическую пользу от решения таких нестандартных направлений, как карбоновые полигоны.

Мы гордимся инновационными нестандартными решениями с ВГЛТУ — мы были на заседании рабочей группы при большой двадцатке «G-20» и рассказывали про российские направления, связанные с климатической повесткой и предложили сделать высадку леса, инициативу поддержали 27 стран. Все вместе мы высадили небольшую рощу и рассчитали углеродный след»

Евгений Абакумов, IT-директор Росатома:

«Если говорить про IT, то мы сейчас сталкиваемся с несколькими моментами, которые нас заставляют делать то, чего мы раньше не делали. А именно – изменение именно российских технологий. Это вызывает фантастические изменения требований к образовательным программам, квалификации, лабораторным базам, пониманию преподавателей, как и зачем учить.

Мы обязаны с вузами уделять больше влияния совместным образовательным программам. Мы увлеклись историей курсов на полгода — закончил курс и ты уже IT-специалист. Нужен инженер с большой буквы, которого нужно готовить чуть более серьезно, чем такого рода курсы. Это еще один аспект взаимодействия с вузами».

Анатолий Николаев, ректор СВФУ:

«В последнее время есть большой крен в части подготовки кадров для больших компаний. Есть даже компании, которые работают у нас в регионе. Если взять новые креативные составляющие, про которые говорят коллеги, для нас эта кооперация — борьба. Потому что, присутствует нехватка кадров или малое количество населения. Не только наш вуз ставит вопрос о том, чтобы оставлять молодые кадры и привлекать молодые кадры к нам. В этом плане компании, которые работают в нашем регионе, должны в большей степени взаимодействовать с университетами.

Мы должны не только на одной волне быть, но и планировать совместно подготовку кадров. Первый удар, который мы получили, когда не выиграли НОЦ, мы притянули себе достаточно много компаний, которые могли бы быть заинтересованы в нас. Однако ученые, которые готовят изделия – им были не интересны, а то, что было интересно не относилось к специализации вуза. Поработав совместно над проблемой, мы начали действовать вместе с коллегами. Это позволило нам сделать неплохую заявку на НОЦ мирового уровня «Север», которая уже смогла выиграть в конкурсе.

Мы как университет готовим кадры для бизнеса. В этом плане мы хотим готовить кадры более практико-ориентированно, чтобы их не приходилось в последствии переучивать под запросы компании. Поэтому уже сейчас мы выделяем максимальное количество времени обучения непосредственно на предприятиях».

Дмитрий Захаров, президент клуба молодых предпринимателей Росмолодежь.Бизнес, руководитель ООО «Русфорум»:

«Круто настроена система, которая работает с корпорациями — выделяются деньги и есть коммуникации.

Клубы предпринимателей — это дополнительная возможность, которую можно интегрировать в образовательную систему.

Сегодня у предпринимателей с оборотами 10-20-30-100 млн есть запрос на то, чтобы идти преподаватель в университеты. В ТюмГУ, когда Валерий Фальков еще был ректором университета, появилась первая базовая кафедра предпринимательства еще в 2017 году. На этой кафедре предприниматели преподают студентам. Студенту важно общаться со старшими опытными товарищами, которые могли бы поддержать советом или наоборот дать конструктивную критику. В этом плане как раз и было бы интересно предложить вузам возможность рассмотреть к внедрению клубы предпринимателей, как Росмолодежь.Бизнес».

 

Источник: Телеграм-канал "Научно-образовательная политика"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*