Дополнительное профессиональное образование в вузах: вызовы и решения

22.08.2022 227

В доковидную эпоху в сфере дополнительного профессионального образования доминировали очные курсы, когда слушатели традиционно собирались в аудиториях. По различным оценкам, как лидеров онлайн сферы (Нетология, Skyeng, Тинькофф), так и исследователей из университетского сектора (НИУ ВШЭ, НОП) в 2019 году россияне потратили на различные оффлайн-курсы ДПО 120-130 млрд рублей, при этом годовой размер расходов на онлайн-курсы был в рамках 20 млрд рублей. При наличии на рынке ДПО онлайн-курсов высокого уровня, спрос на "классическое ДПО" был в 6 раз выше.

Картина начала стремительно меняться с введением Covid- ограничений, в т.ч. с массовым переходом образовательных организаций в дистанционный режим.

Резкий спрос на онлайн-ДПО появился в 2020 году на пике пандемии, при этом после окончания локлауна в 2021 г. рост онлайн-сектора допобразования не затормозился, а усилился.

Расходы на допобразование в онлайн-формате по итогам 2021 года составили от 220 до 240 млрд рублей, впервые в новейшей истории России обогнав расходы на очные курсы (210-220 млрд рублей).

Сейчас уже можно уверенно говорить, что наследием пандемии стали фундаментальные изменения на рынке дополнительного профессионального образования.

Начало СВО России и санкционная политика внесла определённые изменения динамики роста.
Так, с марта 2022 года заметен рост спроса на короткие программы ДПО и снижение интереса к долгосрочным, особенно двухгодичным программам.

В "турбулентные периоды" потенциальные плательщики курсов традиционно снижают инвестиции в "длинные" образовательные проекты, чаще выбирая те, где новые компетенции и выпускной документ можно получить быстрее. Похожий тренд на рынке ДПО наблюдался во время экономического кризиса 1998 года. Тогда и произошла девальвация статуса ДПО, т.к. "выпускные корочки" можно было купить, практически не посещая занятия, в том числе по итогам двухгодичных программ профессиональной переподготовки с выдачей диплома с новой квалификацией. В тот период возросла популярность коротких курсов.

Следующий кризис (2008 год) породил массовое развитие краткосрочных курсов ДПО (в том числе в вузах). Именно на рубеже "нулевых" и "десятых" появились линейки программ ДПО, популярные и сегодня: всевозможные бизнес-курсы, программы по психологии, языковые курсы и т.д. Именно этот тренд, полностью поддержанный рынком, стал причиной революционных изменения федерального законодательства в 2012 году.

Так, ФЗ-273 "Об образовании" радикально сократил количество аудиторных часов в реализации программ ДПО, упростил сетевые формы реализации курсов, существенно "оживив" рынок допобразования, в том числе стимулировав именно университетский сегмент программ ДПО.

Сегодня мы вплотную подошли к рубежу, когда пришло время очередной трансформации законодательства о дополнительном профессиональном образовании. Устарело многое–начиная с самого термина "дополнительное образование", имевшего когда–то логику, что слушатели проходят курсы только в дополнении к имеющейся квалификации. Это давно не так.

Интересно, что госполитика по цифровизации экономики позитивно повлияла и на соответствующий сектор программ допобразования в IT-сфере. Сейчас наблюдается настоящий бум спроса курсов для IT-специалистов, в первую очередь для начинающих. С начала 2021 года до н.в. интерес к такому допобразованию вырос почти на 100%.

При этом, и в этом сегменте плательщики/слушатели курсов выбирают онлайн–формат чаще чем классическое очное обучение. Логично, что развитие дистанционных образовательных технологий будет только укреплять этот тренд.

Именно доступность, удобство, встроенность в логику метавселенных и развитие соцсетей, а не "вес бренда" и даже не наличие звёздных преподавателей будут определять вектор развития рынка допобразования в ближайшие годы.

Российские вузы в массе своей пока продолжают работать в ДПО–логике нулевых и десятых, теряя в этом сегменте лидерство и методологическое превосходство перед сферой edtech.

При этом, ещё не поздно изменить ситуацию и из догоняющих перейти в категорию рулевых повесткой.
Организационно и компетентностно вузовская сфера допобразования к этому готова. Успешным экспериментом стала реализация Федерального проекта "Новые возможности для каждого" Минобрнауки РФ, который подтвердил и отчасти перезагрузил интерес многих вузов к сфере ДПО. В университетах массово вновь заговорили о важности развития допобразования как составной части программ развития вузов.

На прошедшем межвузовском интенсиве "Архипелаг 2022" и проходящей прямо сейчас программе "Школа академического совершенства" тематика трансформации ДПО находится среди главных тем, выбранных сотнями вузами–участниками.

Университеты исторически являются пространствами, где рождается знание, проверяются гипотезы, формируются компетенции. Нарастающее лидерство онлайн-проектов в ДПО формируется во многом силами лучших вузовских преподавателей, выбирающих компании edtech как вторую–третью работу.

Развитие партнёрства вузов и лидеров сферы edtech, лучших онлайн–платформ это перспективное и высокопотенциальное решение, которое пока находится в стадии апробации горсткой ведущих университетов. Высокий статус университетских программ и участие лучших вузовских преподавателей вкупе с умением продюсировать, продвигать эти программы и создавать комфортную слушателям интерактивную онлайн–среду обучения уже сегодня способны дать новое качество результата.

Эти вызовы, проблемы и варианты их решения обязательно войдут в повестку вопросов на заседаниях Экспертного совета по непрерывному образованию при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию в ближайшие месяцы с самым широким участием вузовского сообщества.

Специально для "Научно-образовательной политики", Илья Коршунов, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ @inobrhse, сопредседатель Экспертного совета по непрерывному образованию Госдумы РФ; Евгений Сжёнов @szhenov,  научный руководитель ЭАЦ "Научно–образовательная политика", сопредседатель Экспертного совета по непрерывному образованию Госдумы РФ

 

Источник: Телеграм-канал "Научно-образовательная политика"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*