Об университете, системе образования и вызовах современности в интервью с ректором ДГУ Муртазали Рабадановым

08.08.2022 165

Ректор ДГУ Муртазали Рабаданов  – доктор физико-математических наук, профессор возглавляет вуз с 2007 года. За время его руководства университет вырос в крупнейший на Юге России авторитетный научно-образовательный центр, реализующий все уровни довузовского, высшего дополнительного и послевузовского образования.

– Как вы считаете, может ли онлайн-обучение в будущем вытеснить классическую форму подачи знаний высших образовательных учреждений?

–    Я задам встречный вопрос: может ли для зрителя живой концерт симфонического оркестра в зале заменить его трансляция даже с высококачественным оборудованием? Ответ очевиден – конечно нет. Также и онлайн-обучение не может ни сейчас, ни в будущем полностью заменить классическую форму обучения. Масштабный опыт с переходом на «дистанционку» во время ковидных ограничений  показал, что онлайн-формат не позволяет полноценно реализовать образовательный процесс по целому ряду направлений, где предусмотрена практическая работа. Также отмечу, образование – это не только обучение, но и воспитание молодых людей, выработка у них, так называемых soft scills компетенций, которые помогают будущим специалистам работать в командах, выстраивать в коллективе доброжелательную обстановку и др., что можно достичь только при прямом общении студентов с педагогами.

В то же время, онлайн-технологии расширяют возможности для обучения студентов. К примеру, они помогают легче освоить такие дисциплины, где необходима демонстрация сложных интерактивных презентаций с использованием возможностей современных цифровых платформ онлайн-обучения, помогают студентам повторить пройденный материал, дают возможность привлекать к образовательному процессу экспертов, находящихся за пределами региона. Таким образом, я считаю, что будущее за разумным сочетанием традиционного и онлайн обучения.

Фото - dgu.ru

– Почему ДГУ является стратегически важным для региона вузом, какие социально-экономические задачи он решает?

– Для нашего региона ДГУ фактически является системообразующим вузом. Более 90% специалистов по физико-математическим и естественно-научным направлениям, около 80 % специалистов по гуманитарным направлениям, а также по направлениям искусства и культуры в регионе готовит наш вуз. Незаменимой является экспертная роль ДГУ при оценке значимых для республики Программ развития и Концепций.

Кроме того, наш университет является единственным научно-образовательным центром региона, где в рамках реализации государственных и федеральных целевых программ  создана современная исследовательская и технологическая инфраструктура для решения задач научно-технологического развития региона. В этой связи  достаточно упомянуть научные и технологические инфраструктурные объекты ДГУ, созданные за последние годы: инжиниринговый центр «Цифровые платформы», федеральный центр коллективного пользования «Аналитическая спектроскопия», Инновационно-технологический центр, научно-производственный аквакомплекс, Центр энергоэффективности и энергосбережения, сеть научно-образовательных центров ДГУ, Молодежный инновационный кластер ДГУ и др. Все эти структуры  стали центрами притяжения талантливой молодежи.

– Нахождение ДГУ в самом многонациональном регионе России придает вузу какую-то особую специфику? Что есть в ДГУ, чего нет больше нигде?

– Одной из важных миссий университета, наряду с образованием, наукой и технологиями, является поддержка, развитие и изучение культурно-исторического наследия в Республике Дагестан. Один из элементов этого процесса – сохранение языковой и культурной самобытности проживающих в регионе многочисленных народов. Именно в Дагестанском государственном университете началась подготовка преподавателей по родным языкам, здесь сложились научные школы по их формированию и изучению. В этом особенность нашего университета. ДГУ также является единственным вузом, где  готовят журналистов для национальных СМИ, актеров для национальных театров республики.

В чем Вы видите главные сложности и вызовы, стоящие перед университетом?

– При определении приоритетов развития университета мы всегда исходим из анализа основных вызовов, стоящих перед нами, и, исходя из этого, определяем ключевые задачи, которые необходимо решать в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Среди таких вызовов я бы выделил следующие:

– низкий уровень качества общего образования в Республике Дагестан и слабая подготовка наших абитуриентов, особенно по естественно-научным направлениям. Для эффективного ответа на этот вызов нам всем необходимо расширять работу с региональной системой общего и профессионального образования. У нас есть своя программа работы в этом направлении;

– отток из региона наиболее подготовленной части выпускников школ в центральные вузы страны. Для этого нам необходимо сделать наши образовательные программы более привлекательными для одаренных выпускников школ;

– высокий средний возраст профессорско-преподавательского состава. Мы запустили масштабную программу привлечения молодых специалистов на все кафедры университета;

– рост скорости технологического и цифрового развития. Это один из самых серьезных вызовов, стоящих переда нашим университетом. Мы будем проводить ежегодное обновление содержания образования с учетов новых мировых и отечественных достижений в области технологического и цифрового развития;

– низкий уровень коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Чтобы решить этот вопрос, нам необходимо расширить внедрение результатов исследований наших ученых, что даст возможность получить дополнительные ресурсы на проведение новых исследований.

– Каков в вашем понимании идеальный вуз? Четыре основных критерия.

– В мире нет ничего идеального. Есть только приближенное к идеалу. Я бы отнес к важнейшим критериям идеального университета:

1. Высокий уровень образования, где сохраняются и культивируются традиции и одновременно используются самые эффективные технологии обучения.

2. Исследовательский университет, который объединяет образование с наукой и технологиями.

3. Доступный университет, выполняющий свою социальную функцию образования, – «для всех, а не только для элиты».

4. Университет мировоззренческий, который формирует личность патриота с высоким уровнем общей культуры.

Уже более 90 лет вуз готовит специалистов по различным специальностям и направлениям, но с каждым годом требования рынка труда меняются. Какие действия предпринимает вуз, чтобы выпускники имели высокий кадровый потенциал?

– Мы живем в эру высоких технологий, и система образования университета должна быстро адаптироваться к потребностям рынка труда. Технологии развиваются настолько быстро, что выпускник вуза в современных условиях уже на старте не соответствует потребностям рынка труда и нуждается в переучивании. Именно поэтому новые ФГОСы построены на сопряжении профессиональных и образовательных стандартов. Отсюда необходимость в более тесном взаимодействии с работодателями, базами практик. Сюда я бы прибавил развитие гибкой системы дополнительного образования, где студент еще в ходе обучения мог бы получить одну или несколько дополнительных квалификаций.

– Вы являетесь лидером регионального отделения РО «Знание». Что изменилось с возрождением данной организации? Какие возможности она открыла для людей?

– Работа Общества «Знание» очень важна и полезна для всех. Лекторы реализуют свои знания и навыки, рассказывают о новейших достижениях науки и событиях современной жизни простым, доступным языком. А жители узнают много нового, интересного и познавательного. У нас большие планы на начинающийся учебный год. Состоятся студенческая и школьная «Лиги знаний» – интеллектуальные сражения между командами. В Махачкале и Дербенте будет реализован проект «Умный маршрут», пройдет форум «С места в карьеру», мы примем участие в спецпроекте «Петровские времена», где команды студентов и школьников будут проверять свои знания об эпохе Петра I, 350-летие которого будет отмечаться в текущем году. Будет организована серия видеолекций «Ученый говорит».

– Нас будут читать как выпускники, так и первокурсники. Вспомните, пожалуйста, свои годы обучения в вузе. Хотели бы вернуться в это время?

– В первую очередь, для меня лично это было замечательное время – время моей юности. Всё было впереди, мы хотели получать знания, чтобы стать профессионалами, учёными, физиками. Нас готовили прекрасные преподаватели, которые и определили направление, в котором я получил своё признание как ученый – кристаллофизика. У нас был очень дружный студенческий коллектив. И сегодня, через 37 лет после выпуска, мы регулярно встречаемся, знаем многое друг о друге.

Дайте напутствие тем, кто покидает стены родной альма-матер и тем, кто только обретает гордый статус «студент».

– Сначала хочу обратиться к абитуриентам. Вы поступаете в вуз в очень сложное время, когда из-за международной обстановки Россия, вероятнее всего, выйдет из Болонской системы. Это не сильно повлияет на образовательные программы гуманитариев, останется аналог бакалавриата и магистратуры. А для студентов естественно-научных специальностей всё может измениться: вы можете перейти на обучение по программам специалитета. И точно так же, как мы в далекие 80-е годы прошлого века, будете учиться пять лет, осваивая те же специальности, но на совершенно другом уровне, с использованием всех возможностей современных технологий.

Лучших выпускников бакалавриата мы ждем в магистратуре. Немало наших студентов, начиная с 3-го курса, уже работают на предприятиях, в организациях и ведомствах Дагестана. Наши студенты и выпускники востребованы производством, что свидетельствует об активной работе деканов факультетов, базовых кафедр ДГУ на предприятиях республики.

Лучших магистров мы готовы принять в аспирантуру, где они смогут стать настоящими исследователями, учёными, защитить кандидатские диссертации.

Двери альма-матер всегда открыты для наших выпускников. Вы можете встречаться со студентами первых курсов и рассказывать им, с какими проблемами столкнулись сами. Вы можете продолжать учебу или осваивать новые специальности на факультете повышения квалификации ДГУ, так как изменения в производстве и науке происходят всё быстрее, и нам всё чаще приходится возвращаться к учёбе.

– Современная молодежь очень активна. Немало девушек и ребят, будучи студентами, хотят развиваться и вне учебных аудиторий, ищут для себя дело. Что им может предложить Дагестанский государственный университет?

– Всё зависит от того, на что нацелен студент. Если он хочет участвовать в общественной работе – для него открыты структуры студенческого самоуправления, Комитета по делам молодежи, профкома. Если он планирует активно заниматься научной работой, то студенческое научное общество, победитель конкурса среди СНО вузов Дагестана, возьмет его под своё крыло. Если у учащегося вуза есть свои мысли, идеи, предложения, проекты  – мы ждем его в Точке кипения ДГУ. Здесь он может собрать единомышленников и провести круглые столы, семинары или другие мероприятия с онлайн-участием экспертов. Работая в рамках Точки кипения, молодой человек сможет войти в программы Агентства стратегических инициатив, Научно-технологической инициативы, Университета 20.35. Проектный офис ДГУ поможет автору довести инициативу до проекта, защитить ее в грантовых конкурсах и реализовать.

Беседовала Элина Рашидова

 

Источник: Пресс-служба ДГУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*