Современное образование предполагает внедрение современных технологий обучения, структурно представляющих собой педагогический кластер, который включает как традиционные методы обучения, так и инновационные. В преподавании вузовских дисциплин такие методы должны тесно взаимодействовать. Важно понять, какие методы обучения мы считаем традиционными и что такое инновационные методы?
Разобраться в этом вопросе нам помогла заведующая кафедрой методики преподавания русского языка и литературы, профессор Тамара Магомедова.
– Тамара Ибрагимовна, так все-таки, что мы понимаем под традиционными методами обучения и что такое инновационные методы?
– Традиционные – это известные, давно апробированные методы проведения лекций, выполняющих информационную функцию, семинаров, нацеленных на решение практических задач и т. д. Но сегодняшняя вузовская реальность требует, чтобы традиционные формы были наполнены инновационными компонентами. Если взять к примеру лекцию, то сейчас она уже не является чисто информационной: преподаватель пришел на лекцию, прочитал свой материал, все послушали молча и ушли. Нет! Сейчас приоритеты нацелены на то, чтобы лекция была интерактивной. Это значит, что активность должна быть взаимной. Активен преподаватель – активен студент.
Как эту активность реализовать? В форме лекции-беседы, лекции-интервью, лекции с презентацией вопросно-ответной формы, то есть все эти инновационные элементы внедряют интерактивность и заставляют студентов быть соучастниками лекции, то есть не просто получить информацию, а отвечать на вопросы, готовить минимальный материал в качестве выступления на лекции и т.д. Такие лекции в приоритете. Они помогают и преподавателям, и студентам быть совместными участниками всего образовательного процесса. Тоже самое и семинарские занятия. Сегодня приходим к тому, что студенты сами, под руководством преподавателей должны составить определенный план практической работы и распределить эти роли, обозначить задачи и решать их практически. А преподаватель, он одновременно и руководитель, и корректор, и наблюдатель, и тот, кто оценивает эту работу. Это поможет студентам вникнуть в проблему и найти ее решение.
– Критерии оценивания поменялись вместе с системой?
– Да, меняются и критерии оценивания, то есть для того, чтобы оценить работу студента, нужно учитывать не только то, как он воспроизводит материал, но и как он сам ищет пути к решению той или иной задачи, проявляет самостоятельность в этом поиске. Это тоже должно быть оценено. А что помогает все это реализовать? Для этого в процесс обучения внедряются различные цифровые образовательные платформы, которые дают возможность и преподавателю, и студенту эту интерактивность лучше реализовывать не только в рамках аудитории.
Например, наши образовательные блоги – это тоже интерактивный элемент. Блог связан с дополнительными темами, которые отведены на самостоятельную работу. Преподаватель формирует в блоге сообщения с дополнительным расширенным материалом и дает студентам задания творческого характера, для самостоятельной работы, которые оцениваются в качестве дополнительных балов. Это во-первых.
Во-вторых, у нас есть электронные образовательные курсы на платформе Moodle. Это целый цифровой лабиринт, формирующий виртуальное образовательное пространство. Выйти из такого лабиринта победителем может только усердный, ответственный и старательный студент.
В-третьих, это онлайн-курсы. Они разрабатываются нашими преподавателями и уже 5 онлайн-курсов внедрены в учебный процесс ДГУ в качестве пилотного проекта. Среди них и мой онлайн-курс «Профессиональная речь юриста», реализованный на 1 курсе бакалавриата по специальности «Юриспруденция». Это работа очень интересная, но кропотливая и трудоемкая. Лектор записывает видео лекцию и прикрепляет ее к текстовому материалу, готовит к каждой лекции практикумы, которые сопровождаются различными мультимедийными элементами. Студенты очень активны в работе с онлайн-курсами, им интересно. Тут много плюсов. Минусы тоже есть. Это, прежде всего, отсутствие очного общения со студентами. В будущем, конечно, необходимо внедрять в образовательный процесс гибридные формы онлайн-элементов. Кроме того, далеко не все студенты, конечно, готовы к полноценной реализации образовательного потенциала цифровых элементов обучения. У многих нет ни компьютера, ни ноутбука, ни планшета, есть только дорогой телефон. Родители не совсем понимают эту необходимость, да и студенты тоже.
– Как вы считаете, будущее университетов только за онлайн-курсами или все-таки преподаватели и студенты будут встречаться в аудитории?
– Я думаю, что нет, будущее не только за онлайн-курсами. Это элемент современного образовательного пространства, обладающий большими возможностями и предоставляющий широкие перспективы. Но ничто не может и не должно заменить традиционное общение преподавателя и студента.
Онлайн-курсы дают возможность технически внедрять все интерактивные элементы, потому что там презентации, видеоматериал, ссылки, там и система контроля, которая позволяет студенту пройти тест и проверить свои знания. Онлайн-курсы, блоги поддерживают технический, цифровой уровень современного образования. Активно внедряются в процесс вузовского обучения и электронные учебные пособия. Так, мною разработано такое пособие «Русский язык и культура речи», предназначенное для студентов-журналистов. Оно размещено на сайте ДГУ, что дает возможность и студентам других специальностей использовать материал пособия для подготовки к занятиям и зачетам.
Меняются и формы контроля знаний студентов. Традиционно мы принимаем экзамен или зачет как в устной, так и в письменной форме. Сегодня внедряется и тестирование как форма проведения экзаменов и зачетов. Формы онлайн-контроля, к сожалению, часто не объективны. В период пандемии мы в этом убедились. Недобросовестные студенты находят технические лазейки для списывания и подсказок.
– Все эти интерактивные элементы на занятиях не балуют студента? Не будет ли потом так, что их кроме как этими интерактивными элементами, заинтересовать не получится?
– Да, конечно, этим злоупотреблять нельзя. Нельзя превращать лекции, семинары в блеск цифровых возможностей. В презентациях на слайде не должна повторяться информация, которая уже была озвучена, методически абсолютно необоснованно демонстрировать целые фрагменты текста и т.д. Информация в презентации должна быть реализована в сублимированном виде, тезисно. Должна быть краткая иллюстрация того, о чем говорит лектор. Фрагментарно, что-то основное, дифференцированно – это все должно быть порционно. Нельзя превращать все в лекцию-презентацию. Отвлекается внимание, человек смотрит на экран, плохо усваивает то, что слышит и т. д. Срабатывает и психологический фактор: из-за излишней цифровой иллюстративности студент перестает адекватно воспринимать реальность. Поэтому занимательность, познавательный интерес, конечно, преподаватель должен поддерживать словом, традиционно, своими методическими приемами, которые помогают студентам быть активными на занятиях, своей требовательностью к тому, что они делают, и, конечно, объективностью в оценивании.
– Сотрудничая с одним образовательным центром, я наблюдала такую концепцию, что на каждом занятии должна быть презентация. Как вы считаете, это верно?
– Я думаю, что такие жесткие рамки, такая требовательность, не оправдана. Преподаватель сам должен решать, с чем он пойдет на занятие. И он же должен решить, уместна ли там презентация. Наверно, должен быть процент допустимости иллюстративных средств.
– Установлен ли определенный процент элементов интерактивности в образовательных стандартах? Я столкнулась с тем, что молодые преподаватели не все знают, как создавать презентации. Допустимо ли это?
– ФГОС не прописывают обязательность или процентное соотношение всех этих элементов. Но общие методические рекомендации сегодня на прямую связаны с внедрением этих средств. То есть, если преподаватель, предположим, выходит на какой-то конкурс, и он описывает свой методический опыт и формирует научную статью, то, конечно, требования к его действиям обязательно связаны с внедрением современных средств обучения. Это игнорировать нельзя. Независимо от желания – это требования времени в современной системе образования. Молодой преподаватель вообще не должен произносить слова «не хочу», «не могу», «не умею». Он должен, наоборот, идти в ногу со временем, изучать и внедрять в процесс обучения все современные приемы. Необходимо помнить и о том, что рейтинговая оценка преподавателя включает такой аспект: употребляет ли он современные технические средства в процессе обучения? При проведении анкетирования студенты анонимно оценивают преподавателя с этой позиции. Однако наши цифровые возможности зависимы от оснащенности аудиторного фонда. Хотелось бы, чтобы каждая аудитория вуза была готова к внедрению инновационных форм обучения. В нашем вузе проводится цифровизация кабинетов и аудиторий, и мы надеемся, что каждый преподаватель и каждый студент получат доступ к методическим инновациям.
– Каким должен быть преподаватель в ближайшее десятилетие? И кто или что может составить конкуренцию преподавателю высшей школы?
– Когда появились компьютеры и интернет, мы все в это окунулись, мы учились, проходили курсы компьютерной грамотности. Сейчас мы обучаемся более сложным вещам, таким как онлайн-курсы, электронные учебники. Что нас ждет впереди? Нас ждут инновации, новые возможности и перспективы. Каждый преподаватель должен быть к этому готов. Кто конкурент? Тот, кто в ногу с научно-техническим прогрессом. Что может составить конкуренцию? Возможности цифровизации. Поэтому живое слово должно быть сильнее!
– Поделитесь, пожалуйста, одной излюбленной методикой или элементом по привлечению внимания студентов на занятии. Есть студенты, которые никак не заинтересованы в своей будущей профессии, как их вовлечь?
– Мой методический опыт утвердил в качестве продуктивной формы промежуточного контроля знаний устный блиц-опрос: студенты заранее получают контрольные вопросы, ответы на которые должны представлять собой теоретический материал с практическими примерами; первый тур опроса включает сет из трех теоретических вопросов, на которые надо дать моментальный ответ; второй тур опроса включает профессионально ориентированные практические вопросы (каким образом то или иное теоретическое положение буде реализовано в будущей профессиональной деятельности). Считаю, что именно профессионально ориентированный аспект обучения является залогом формирования и развития познавательного интереса каждого студента.
– Сейчас неформальное образование переплетается с формальным. Это, например, использование ролевых игр на занятиях. Как вы считаете, это целесообразно, можно и нужно ли вообще?
– Деловая игра – это тоже элемент современных технологий обучения. Она может быть названа деловой игрой, а может быть названа и ролевой игрой. Игровое моделирование как способ, метод обучения – инновационный, он приветствуется, он очень важный и, конечно, преподаватель должен к этому готовиться. Это не так просто, как кажется, но это то, что делает интерактивность наиболее продуктивной. Преподаватель в рамках курса должен научить студентов говорить, и в этом смысле деловая игра – лучший способ самореализации для студента. Далеко не все готовы к игре на занятии, со студентами надо работать, помогать им раскрыть свой потенциал. Наша кафедра ежегодно проводит на всех факультетах Неделю русского языка. Формы проведения такой недели сегодня разнообразны: традиционный тематический концерт, конкурсы, олимпиады, ток-шоу, ролевые постановки, подготовка видеороликов (чтение стихотворений, рекламные фильмы, интервью и т. д.). Такая творческая работа очень нравится студентам и преподавателям, она объединяет нас.
– Что сегодня важно для студента? Какова главная мотивация к учебе?
– Я считаю, что современный студент хочет видеть, как тот или иной учебный предмет повлияет на его будущую профессию, как он будет реализовываться, какую пользу он принесет в его профессиональном будущем. До тех пор, пока он это не поймет, он будет относиться к предмету как к чему-то второстепенному, необязательному. Очень важно, чтобы каждый преподаватель обращал на это внимание и пытался показать студентам, что это основа его профессии. Профессионально ориентированное обучение, основанное на взаимодействии традиционных и инновационных цифровых методах, является сегодня ведущим в системе высшего образования.
Елена Гончарова, Салминат Разаханова
Источник: Пресс-служба ДГУ
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.