Архипелаг 2022: итоги

21.07.2022 241

Университетские команды из 91 вуза завершили обучение на интенсиве «Архипелаг 2022», который проходил с 5 по 20 июля в Севастополе. По итогам интенсива участники определили 11 вызовов для высшего образования и подготовили 22 проекта по созданию сервисов и сетевых программ в ответ на эти вызовов. Также участники сформировали 80 дорожных карт по запуску акселераторов на площадках университетов в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» и подготовили заявки на участие в этом федеральном проекте. Помимо этого, команды прошли подготовку к конкурсу на открытие предпринимательских «Точек кипения».
 
Подготовка вузов к участию в федпроекте «Платформа университетского технологического предпринимательства»
 
На «Архипелаге 2022» для представителей вузов была организована отдельная программа, включавшая 2 трека: «Школу акселерации: программа для организаторов» и «Проектирование сетевых продуктов и цифровых решений». Одной из ключевых задач интенсива стала подготовка вузов к формированию заявки на участие в федеральном проекте «Платформа университетского технологического предпринимательства», а также конкурсе на открытие предпринимательских «Точек кипения».

«Участники Архипелага прошли подготовку к запуску в стране сети из 150 университетских акселераторов, направленных на сверхмассовую поддержку и развитие стартапов. Результаты их участия будут учитываться при подведении итогов конкурса на открытие акселерационных программ поддержки проектных команд и студенческих инициатив в рамках федпроекта», – отметила ректор Университета 2035 Нина Яныкина.

Подготовку в «Школе акселерации» прошли представители 78 вузов. В рамках трека состоялись 56 мероприятий с 20 экспертами. В результате были сформированы 80 дорожных карт для запуска акселераторов. Участники трека освоили модули, используемые для командной̆ работы, а также образовательные возможности платформы Университета 2035. Были разработаны дорожные карты акселерационной программы, получена обратная связь от трекеров, проведена защита проектов перед экспертным жюри.

«Перед подачей заявки на участие в конкурсе вузу необходимо ответить на вопрос, уверен ли он в своей заявке, готов ли участвовать в запуске акселератора за государственные деньги, поскольку это требует постоянного внимания и контроля. При подготовке акселерационной программы необходимо учитывать три основных момента. Во-первых, определить ценность вашей акселерационной программы для студента. Во-вторых, необходимо понимать, что через месяц 70% команд перестанут существовать как команды, и у вуза должны быть практики и инструменты, чтобы быстро укомплектовать такие команды. В-третьих, после демо-дня и презентации студенческих проектов, когда у вуза будет готова отчетность для грантодателя, не бросайте команды. Студентам требуется поддержка и по завершению акселератора и необходимо предусмотреть соответствующие мероприятия», – рассказал руководитель трека «Школа акселерации», проректор Университета 2035 по учебной работе Олег Сулименко.

В рамках трека «Точек кипения» 75 команд подготовили программы развития предпринимательства для участия в конкурсе предпринимательских «Точек кипения». «Были разработаны типовые проекты наполнения дорожных карт, чек-листы по самостоятельной проверке документов и заявки на участие в конкурсном отборе. Были представлены 8 проектов сервисов для работы с технологическими компаниями», – рассказала руководитель программ развития сети «Точек кипения» Алина Яшина.
 
Обучение трекеров для сопровождения стартапов
 
Также на Архипелаге прошел подготовительный курс для 1000 трекеров, которые будут консультировать стартапы по вопросам развития проектов, выявлять слабые места в работе над продуктами и направлять команды в поисках эффективных решений выявленных проблем. Участники, успешно завершившие обучение, получат статус "Трекер НТИ" и будут рекомендованы для работы в сети из 150 университетских акселераторов, направленных на сверхмассовую поддержку и развитие стартапов.

Сетевые продукты для системы образования

В рамках трека «Проектирование сетевых продуктов и цифровых решений»  вузы разработали решения и программы в ответ на вызовы, связанные с обеспечением технологического и кадрового суверенитета. В общей сложности по итогам трека было предложено 22 проекта, среди которых как новые проекты, так и развитие уже существующих, например, «Университет 360» и «Пионер-М».

«Среди новых решений можно отметить создание цифровых моделей и коллекций данных как основы для сетевых программ и научного сотрудничества (Цифровая платформа логистического коридора Астраханского ГУ), модели построения образовательных программ вокруг решения реальных задач (Инженерные магистратуры ЮФУ), цифровые платформы нового уровня сетевой связанности вузов (Распределённая система версионирования образовательного контента EDEN от команды САФУ)»,

– рассказал советник ректора Университета 2035 Василий Третьяков.

«Подавляющее большинство проектов спроектированы в сетевом формате с привлечением других вузов, регионов, компаний, Университета 2035. Таким образом, «Архипелаг» работает на вовлечение вузов и иных партнеров в экосистему НТИ и формирование перекрестных связей для внедрения модулей по технологиям, работе с будущим, работе с мышлением в университетские программы», – рассказала Екатерина Любимова, проректор Университета 2035 по образованию, руководитель образовательной программы «Архипелага 2022». 

Результаты «Архипелага» для научно-образовательного сообщества
 
На интенсиве «Архипелаг 2022» Университет 2035 совместно с рядом компаний Национальной технологической инициативы достиг договоренностей о создании образовательных курсов по суверенным российским технологиям.

«Сейчас курсы с технологическими компаниями не делает никто, поэтому Университет 2035 рассчитывает занять эту нишу, а не дублировать образовательные курсы, которые готовят вузы. Университеты будут участвовать в процессе, но в качестве методологической поддержки. Предполагается, что курсы будут доступны как студентам в рамках образовательных программ, так и пользователям платформы Университета 2035, желающим сделать карьерный переход»,

– рассказала Екатерина Любимова.

«Ценность курса состоит в том, что студенты научатся самым передовым технологиям, которые только внедряются в промышленность. Это значительно повысит их компетенции», – отметил Александр Сивак, лидер проекта Топаз, главный конструктор проекта Топаз и генеральный директор ООО «НИЦ ТОПАЗ».

На «Архипелаг 2022» технологические компании НТИ участвовали в том числе в треке «Суверенные технологии» образовательной программы. В рамках трека участники ознакомились с российскими технологиями и платформами, а также на практике опробовали технологические решения для создания своих продуктов.
 
Среди тем:
- персонифицированная медицина,
- перспективные гибридные энергетические системы,
- биофабрикация тканей и органов человека с помощью технологии трехмерной биопечати и управление свойствами изготовленных биоматериалов,
- платформы для создания систем искусственного интеллекта,
- промышленная робототехника,
- водородные технологии и электротранспорт и другие.

Также на интенсиве «Архипелаг 2022» Университет 2035, Фонд НТИ, НИЯУ МИФИ, представители научных организаций Троицка (ФИАН им. П.Н.Лебедева) и других наукоградов провели ряд мероприятий в рамках создания научно-образовательного консорциума Сетевой университет фундаментальных наук и технологий.

«Концепция Сетевого университета предполагает возможность постепенного вовлечения в деятельность научно-образовательного консорциума готовых к сотрудничеству инженерных и исследовательских вузов “первого эшелона” и ключевых научных организаций России, поскольку ключевой идеей создания нового типа университета является развитие отрасли большой науки и подготовка научной и инженерной элиты будущего в нашей стране»,

– отметила Нина Яныкина, ректор Университет 2035.

«Цель взаимодействия организаций внутри Сетевого университета – подготовка с использованием интеллектуального и инфраструктурного потенциала НИИ научных, инженерных и педагогических кадров высшей квалификации для обеспечения технологического суверенитета по ключевым направлениям современной науки и техники: лазеры, фотоника, метрология и навигационные системы, сенсорика, медицинская физика, квантовая оптика (в т.ч. квантовый компьютер и квантовые алмазные технологии), ядерная физика»,

– рассказал Андрей Наумов, руководитель Троицкого обособленного подразделения ФИАН им. П.Н.Лебедева.
 
Среди первых магистерских программ, на основе которых планируется апробация модели взаимодействия организаций внутри Консорциума, уже в 2022-2023 учебном году будет предоставлен доступ для отобранных студентов магистерских программ МИФИ к уникальной научной и исследовательской инфраструктуре, научной экспертизе таких организаций, как ФИАН и ОИЯИ.

 

Источник: Телеграм-канал "Научно-образовательная политика"

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*