Когда рабочая группа по разработке "Концепции преподавания истории в вузах", провела опрос - сколько из 72 часов курса истории в непрофильных вузах уделяется изучению Великой Отечественной войны, выяснилось - 15 минут. Причем не по профилю историю учат 99,6% студентов, по профилю, то есть на исторических факультетах - 0,4%. "Это не по-человечески", - решили эксперты Минобрнауки и РИО, и к 1 сентября готовят новую систему изучения истории в высшей школе.
Теперь непрофильное изучение истории студентами будет насчитывать не 72 часа в семестр, а в два раза больше - 144 часа. Изменится не только объем, но и формат преподавания. Если раньше на самостоятельное и дистанционное изучение истории отводилось до 80% учебных часов и больше, особенно в технических вузах, где сдавался зачет по истории, то теперь приоритеты кардинально меняются. По новой "Концепции" предпочтение отдается контактной работе или живому изучению истории. Нагрузка распределена так: на очной форме обучения - 80% "живые" лекции, на заочной - 40% контактного преподавания. В остальное время допускается дистанционное изучение под руководством преподавателя. Непрофильный предмет "История" самостоятельно больше изучаться не будет. "Это ведет к профанации, - убежден председатель правления Российского исторического общества Константин Могилевский. - Мы же за системное образование. Оно подразумевает знание истории страны, как минимум". Поэтому вместо зачета при непрофильном изучении истории еще вводится экзамен по этой дисциплине. Но главное - разрабатывается новый культурный стандарт изучения истории в вузах. За его основу взят уже внедренный стандарт изучения истории в средней школе. Правда, обновленная "Концепция" будет различать культурный стандарт изучения истории в профильных, гуманитарных и непрофильных вузах.
- На первом месте все же рост преподавания в профильных вузах, где есть дефицит методологии, особенно по новым сюжетам современной истории, - говорит научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. - На втором месте непрофильные вузы. Тут реализуемая задача, как в средней школе, - параллельно учить курс всеобщей истории с отечественной. Нами подготовлен новый вариант методик преподавания, которые преодолевают европоцентризм истории. В сведения по мировой истории вошли курсы по созданию колониальных империй, борьба против колониализма в Азии, Африке, Латинской Америке. При этом с вписыванием в контекст мировой истории будет изучаться история России, особенно в XIX и XX веках - роль России в борьбе с империей Наполеона, обустройство мира Венским конгрессом 1815 года, Веймарский мир, Ялта-1945. Сюда же войдут отношение мира к России в разные века, особенно после Первой и Второй мировых войн, общий вклад России в Победу 1945 года.
Третья проблема - попытки слияния исторического образования с гуманитарными циклами политологии, филологии и международных отношений. Циклы вновь будут разделены. Как ожидается, общественное обсуждение "Концепции преподавания истории в вузах" начнется в августе, а 1 сентября она вступает в силу.
Источник: Российская газета
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.