Привлечение молодежи в научно-образовательную сферу является одной из ключевых задач Десятилетия науки и технологий. Еще в ковидную годину были опробованы новые инструменты – например, трудоустройство выпускников на позиции научно-педагогических работников, а также практика предоставления «первой подработки» по рабочим профессиям.
Большой коллектив законодателей внес в Госдуму проект изменений в ФЗ «Об образовании». Для высшей школы предложение разумное и краткое:
«7.1 Обучающиеся по образовательным программам высшего образования имеют право на занятие должностей учебно-вспомогательного персонала и работников сферы научного обслуживания в образовательных организациях высшего образования и научных организациях».
Суть предложения – дать возможность студентам официально работать на вспомогательных должностях во время обучения в вузе. Не сказать, что до сего момента это было полностью невозможно – практика привлекать студентов на работу в качестве сотрудников профильных кафедр и деканатов никогда не прерывалась. Однако теперь студенты на полном основании смогут занимать должности лаборантов и техников: пока что для трудоустройства на эти позиции требуется как минимум среднее профессиональное образование (которого у студентов просто нет).
Подобная работа на кафедрах и в лабораториях действительно является способом привлечения и уякорения молодежи в науке – не секрет, что именно лаборанты часто являются первыми кандидатами на стажировки или участие в различных программах мобильности, будучи постоянно на виду у ППС и научных сотрудников – они активнее включаются в различные гранты.
Особое значение изменения имеют для научной сферы, в которой студенты на полных правах смогут стать инженерно-техническими работниками, включаясь в практику (и добавим, рутину) ежедневного исследовательского процесса. Со всеми вытекающими бонусами в виде включения в гранты, продвижения, привлечения в аспирантуру и т.п.
Главный вопрос не в том, что подобная механика работает – задача сделать так, чтобы на эти должности учебно-вспомогательного персонала попали те студенты, которых стоит интегрировать в науку. Видимо, здесь должен существовать некий «ценз на приверженность» - чтобы это были не просто отношения работодателя и сотрудника, но действительно некий социальный и профессиональный лифт.
Второй блок изменений направлен на систему СПО. В частности, для студентов выпускных курсов, обучающихся по направлениям «Образование и педагогические науки», при условии успешного обучения будет дана возможность преподавать в яслях, детсадах и начальной школе.
Аналогично профильники смогут на последнем году обучения преподавать по программам дополнительного образования. И эта история действительно очень интересная – сейчас СПО оперативно трансформируется в «Профессионалитет», более того направления подготовки все более стремительно становятся современными и актуальным (оператор БПЛА как пример). Аналогичные направления (ИИ, робототехника и т.п.) активно развиваются в рамках «Кванториумов», IT-кубов и региональных «Сириусов». Талантливые студенты СПО действительно могут стать хорошими наставниками для детей.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.