Кадры по заказу века

07.07.2022 305
Федеральный проект "Профессионалитет" подразумевает переоснащение колледжей и переосмысление их программ в соответствии с современными требованиями и запросами конкретных предприятий-работодателей. Почему Трубная Металлургическая Компания (ТМК) одной из первых включилась в проект перезагрузки подходов в среднем профессиональном образовании и как должны быть подготовлены выпускники колледжей, чтобы гарантированно быть востребованными на производстве, - об этом мы поговорили с заместителем генерального директора ТМК по управлению персоналом - директором Корпоративного университета TMK2U Еленой Позолотиной.

Почему ТМК приняла решение об участии в программе?

Елена Позолотина: Еще до старта "Профессионалитета" мы участвовали во всех программах по подготовке рабочих кадров в регионах. Например, несколько лет назад совместно с министерством образования Свердловской области и двумя профильными колледжами создали два учебных полигона - на Северском и Синарском трубных заводах. И когда возникла инициатива по развитию профессионального образования в стране, мы, конечно, не могли остаться в стороне. Также в проект вошли наши предприятия в регионах, где давно назрела необходимость модернизации базы колледжей, - это Оренбургская и Волгоградская области. Во второй поток проекта мы заявили еще два колледжа, в Челябинской и Ростовской областях. Очень важна в таких проектах поддержка со стороны руководства компании. ТМК в этом отношении может гордиться своими руководителями, которые всерьез инвестируют в образование.

Заместитель генерального директора ТМК по управлению персоналом - директор Корпоративного университета TMK2U Елена Позолотина.  / Предоставлено пресс-службой ТМК
Заместитель генерального директора ТМК по управлению персоналом - директор Корпоративного университета TMK2U Елена Позолотина. / Предоставлено пресс-службой ТМК

Давайте уточним, какова доля участия государства и какие средства вкладывает в проект компания. И что еще, кроме денег, стало вкладом ТМК в "Профессионалитет"?

Елена Позолотина: На 100 млн рублей государственных денег работодатель дает 20 млн. В 2022 году мы вкладываем в четыре колледжа 80 млн рублей, в следующем году еще 40 млн на два колледжа. Таким образом, мы инвестируем более 100 млн в этот проект и очень надеемся получить ожидаемый эффект по качеству подготовки студентов.

"Профессионалитет" позволил нам выбрать от двух до пяти актуальных для нас специализаций, по которым опорные колледжи и предприятия-работодатели совместно разрабатывают образовательные программы. Следующий этап - приобрести под новую программу оборудование, создать материальную базу для отработки навыков. Например, если взять обработку металлов давлением, то оборудования для этого нет ни в одном колледже.

Выпускник должен понимать детали будущей профессии и работать на разном оборудовании

Практика на рабочем месте в цехе сейчас возможна только с восемнадцатилетнего возраста, да и попав на нее ребята не успевают освоиться в профессии. Мы планируем приобрести тренажеры, в том числе с визуализацией пульта управления, позволяющие отработать навыки в стандартном и аварийном режимах. Студенты будут приобретать опыт без риска нанести вред производственному процессу. Мы обязуемся трудоустроить на наших предприятиях 85 процентов ребят из тех групп, которые заявляем в "Профессионалитете". Это означает, что готовить студентов нужно под наше оборудование в первую очередь, поэтому выбор тренажеров во многом зависит от участия экспертов и четко сформулированных задач обучения.

Большинству наших колледжей и производственных мастерских необходим основательный ремонт. И в этом мы тоже участвуем. Таким образом, в каких-то случаях мы покупаем оборудование, где-то ремонтируем помещения, и везде эксперты ТМК участвуют в постановке задач обучения.

Говорят, что проект "Профессионалитет" предполагает подготовку не по стандартам World Skills, а именно по запросам работодателя. Так ли это в вашем случае?

Елена Позолотина: World Skills в моем понимании - это методология, когда все действия рабочего четко описаны в навыках. А дальше идет отработка этих действий. Например, компетенция "Электромонтаж" предполагает четкость и правильность сборки, оптимальность, ровность, следование допускам и так далее. Какой бы ни была методология, мы должны учить будущих работников конкретным операциям. От того, насколько качественно работодатель с учебным заведением пропишут действия, которые предстоит выполнять работнику, исходя из оборудования, которое сейчас есть на наших производствах, зависит эффективность программы. Компетенция должна быть одна и та же, вне зависимости от того, в Таганроге учился студент или в Полевском. Вместе с тем он должен понимать специфику разных производств. Наша цель - сделать так, чтобы выпускник понимал детали будущей профессии и мог работать на разных предприятиях.

А кто будет учить будущих специалистов по новой программе?

Елена Позолотина: Преподавателями практического обучения могут быть как сотрудники предприятий, так и педагоги колледжей, которым мы предлагаем стажировки на производстве. Обновление кадрового состава тоже предполагается. Будем смотреть, кто из наших сотрудников сможет уйти в преподавательскую деятельность.

В какие сроки и сколько специалистов, подготовленных по новой программе, вы должны получить?

Елена Позолотина: Сейчас есть возможность, пересмотрев учебный план, выпустить студентов практически на год раньше. Наша потребность - примерно 300 человек в год. Речь идет о выпускниках девяти специализаций, готовых работать на наших агрегатах. Таких выпускников мы получим уже в 2025 году. Безусловно, до этого времени мы тоже будем принимать выпускников этих же колледжей, но с дополнительным обучением и переобучением на рабочем месте.С учетом сокращения сроков обучения придется ли чем-то пожертвовать?

Елена Позолотина: В образовательных программах есть много академических дисциплин, которые только на первый взгляд связаны с профессией, а потом не используются на рабочем месте. И наоборот, некоторых предметов не хватает. Например, не у всех слесарей-ремонтников есть навыки работы с чертежами. Нельзя сказать, что что-то будет исключено из программы. Нет, просто будет уделено больше времени тому, что действительно нужно. Например, в материаловедении рассмотрят только те разделы, которые необходимы для конкретной квалификации. А если человек захочет развиваться дальше, то он всегда сможет получить высшее инженерное образование или же пройти обучение в корпоративном университете. У колледжей нет задачи выдать студентам огромный массив информации, которую они забудут уже через два года. Понятно, что ребята, которые пришли после 9-го класса, свой общеобразовательный минимум получат. А обучение выпускников 11-х классов сосредоточится на профессиональных дисциплинах. И, конечно, будет больше практики.

Изменятся ли правила приема в колледжи после введения "Профессионалитета"?

Елена Позолотина: Сейчас стоит задача создать приток ребят в систему среднего специального образования. А вот лет через пять, когда этот приток случится и часть колледжей будут востребованы именно потому, что дают другой уровень образования и позволяют быстро получить высокооплачиваемую работу, полагаю, что конкурсный отбор станет жестче.

 

Источник: Российская газета

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*