Рост количества аспирантов в России и повышение эффективности образовательных программ третей ступени высшего образования за последние два года отметили авторы исследования, проведенного Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).
Согласно приведенной динамике подготовки научно-педагогических кадров за последние 12 лет, отечественной системе образования удалось преодолеть негативную тенденцию по снижению количества аспирантов. Если с 2010 по 2019 годы число поступающих в аспирантуру с каждым годом снижалось, то начиная с 2020 года количество выпускников вузов, которые хотели бы связать свою жизнь с наукой, растет. Таким образом, аспирантура стала привлекательным жизненным шансом для большого количества россиян.
Фото - minobrnauki.gov.ru
Так, в 2021 году на программы аспирантуры были приняты 28 тыс. человек —это на 12,4% больше, чем в 2019 году. Всего же в аспирантуре сегодня учится более 90 тыс. человек. Вместе с тем, как подчеркивают специалисты НИУ ВШЭ, до уровня 2010 года пока далеко, так как в то время численность аспирантов была в два раза больше.
Защита диссертаций
В то же время повышается эффективность аспирантуры. В 2021 году выпускниками третьего уровня высшего образования в России стали 14,3 тыс. человек, из них 10,5% защитили диссертации в период подготовки, что несколько выше показателя 2019 года (8,9%).
Успешнее обучаются молодые ученые в университетах, на долю которых приходится почти 90% аспирантов — 78 тыс. человек. В 2021 году 11% выпускников аспирантуры при вузах закончили обучение с защитой диссертации. В научно-исследовательских организациях, где учится около 12% аспирантов (11 тыс. человек), количество защит за два последних года, напротив, снизилось на 6 процентных пунктов и составило 7,3%. В организациях дополнительного профессионального образования, где проходят обучение 914 аспирантов (около 1% от общего количества), доля защит составила 10,4%. Таким образом, наблюдается закрепление ведущей роли вузов в подготовке научных и научно-педагогических кадров.
Взвешенный подход
За 12 лет повысился средний возраст аспирантов в России. Если в 2010 году половину обучающихся составляла молодежь до 25 лет, то теперь каждый второй аспирант — в возрасте от 25 до 29 лет, почти треть из них — старше 30 лет.
Международный интерес
Еще одна отмеченная тенденция — рост привлекательности российской аспирантуры среди иностранцев. В минувшем году около 14% обучающихся третьей ступени образования составляли иностранные граждане (с 2014 года по 2021 год их количество увеличилось вдвое, с 5,5 до 10,5 тыс. человек).
На фоне других стран Россия занимает шестое место по количеству обучающихся по программе МСКО 8 «Докторантура или ее эквивалент» в соответствии с Международной стандартной классификацией образования (МСКО 2011). По этому показателю Россию опережают только США, Германия, Турция, Бразилия и Великобритания.
Поддержка аспирантов
С целью повышения результативности работы аспирантуры Минобрнауки России реализует мероприятия по переходу на новые модели таких образовательных программ. Так, с 1 сентября 2021 года введена новая концепция подготовки кадров в аспирантуре, нацеленная на усиление научной работы обучающихся и увеличение доли выпускников аспирантуры, завершающих обучение с защитой диссертаций.
В настоящее время основными инструментами поддержки аспирантов являются стипендии, в том числе повышенные стипендии Президента и Правительства РФ. Их назначают за особые достижения в учебе и научных исследованиях. Также существует поддержка через привлечение аспирантов в научные коллективы, которые выполняют проекты в рамках госзадания, и в форме различных грантов, в том числе предоставляемых фондами поддержки научной и научно-технической деятельности.
В продолжение работы по созданию целостной системы поддержки аспирантов, в том числе в начале карьерного пути, Минобрнауки России в соответствии с поручением Президента Российской Федерации разрабатывает мероприятия, направленные на поддержку аспирантов на весь срок обучения. Предлагается выплачивать стипендию Президента РФ на конкурсной основе для последующего проведения исследования под руководством ученого-наставника. Именно научный руководитель будет участвовать в определении стипендиатов.
Источник: Пресс-служба Минобрнауки России
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.