Президент Российской академии образования Ольга Васильева в интервью "РГ" - о том, что будет после ухода от Болонской системы

30.06.2022 95

От Болонской системы ушли - что дальше? Почему не защищаются аспиранты? На вопросы журналистов и читателей на "Деловом завтраке" в редакции "Российской газеты" отвечала президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Васильева.

Ольга Юрьевна, бурные дискуссии по теме Болонской системы не утихают. К осени министерство науки и высшего образования пообещало представить меры по созданию национальной системы высшего образования. Какой формат высшей школы нужен современной России?

Фото - rg.ru

Ольга Васильева: Скажу сразу: Болонская декларация - политическое соглашение. Между прочим, за 10 лет до нее случилась совершенно противоположная история: ректоры Западной Европы приняли Великую хартию университетов, решение о том, что вуз - это автономия, центр науки и практики и, самое главное, что университет - вне политики

Но затем все переменилось: в 1990-х годах в Европе на первый план вышли вопросы превращения образования из гражданского права в услугу. Мало кто у нас и тогда, и сейчас читал текст Болонской декларации. А там черным по белому сказано: принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах - "достепенного" и "послестепенного". То есть никаких иллюзий у европейцев уже не было: бакалавриат считался незаконченным высшим образованием.

С принятием декларации ситуация бесплатного европейского образования для граждан каждой отдельной страны повисла в воздухе. Магистратура, по сути, стала платной, полное высшее образование - элитарным. Вспомните студенческие протесты, которые прокатились волной по Франции, Италии, Испании в начале 2000-х: именно Болонский процесс завершил превращение западного высшего образования в рынок с очень высокой конкуренцией.

Что касается России, то присоединение России к Болонскому процессу предполагало интеграцию наших вузов в общеевропейское пространство, упрощение признания дипломов, повышение гибкости программ. Но, будем честны, заявленных целей добиться так и не удалось. При этом ряд специальностей лишился необходимой практической составляющей или, наоборот, базовой фундаментальной подготовки. Будем восстанавливать.

Долгое время считалось, что Болонская декларация обеспечивает взаимное признание университетских дипломов для стран, ее подписавших...

Ольга Васильева: Наши дипломы признаются в случае, если есть межправительственные соглашения между странами. А они есть.

Но теперь к нам не поедут иностранные студенты?

Ольга Васильева: Почему? Эти опасения совершенно напрасны. Иностранцы, которые учатся и учились в российских вузах, далеко не все поголовно выбирали бакалавриат. Для них главное - качество образования, которое они получают. Поэтому во ВГИКе у нас, к примеру, учатся ребята из 35 стран - на специалитете. В медицинских вузах - то же самое. Кстати, итальянцы и французы в свое время очень быстро, лет через 5 после подписания Болонской декларации, сказали, что не могут обеспечить качественную подготовку врачей и юристов в рамках бакалавриата, не могли оказать "качественную" услугу. Еще пример: французские инженеры учатся 6 лет.

Конечно, полностью вернуть советскую систему мы не можем, в одну реку дважды не войдешь. Необходимо взять все лучшее, что у нас было, и выстроить новую систему, отвечающую современным вызовам. Здесь ни в коем случае нельзя принимать поспешных решений. В будущем введение новой системы, безусловно, потребует перенастройки, создания новых образовательных программ.

Что будет самым сложным?

Ольга Васильева: Восстановить статус и качество аспирантуры. В 2014 году аспирантура стала третьим уровнем высшего образования, и до марта 2022 года для нее действовали Федеральные государственные образовательные стандарты, где не было обязательного требования по защите диссертаций. К чему нас привела эта реформа? Вот сухая статистика. Выпуск из аспирантуры по укрупненным группам направлений подготовки "Образование и педагогические науки" в 2020 году - 811 человек, из них с защитой диссертации - 47 человек. Это около 6 процентов от общего количества выпускников аспирантуры. Ситуация патовая. Этот результат появился не вчера: проблема назревала на протяжении последних 20 лет, причем не только в области педагогических наук. И последствия мы будем чувствовать еще долгие годы. Потеря аспирантуры - самое страшное, что было сделано во время участия России в Болонском процессе. Все остальное, на мой взгляд, решается довольно быстро.

В России остро не хватает высококвалифицированных специалистов-педагогов. Нам как воздух нужны учителя, которые бы научили учителей

По каким темам чаще всего защищаются ученые-педагоги?

Ольга Васильева: Это болезненная тема. На первом месте - иностранный язык. Гораздо меньше - по методике преподавания литературы, истории, географии. Практически нет защит по темам воспитания, взаимодействия семьи и школы. За 10 лет не было ни одной диссертации по методике преподавания по таким направлениям, как "родной язык", "обществознание", "культурология", "гуманитарные и общественные науки" на уровне начальной школы. Получается, что самый большой пробел у нас по темам, с которыми связаны процессы формирования человека и гражданина. В России в последние годы острая нехватка высококвалифицированных специалистов - кандидатов и докторов наук - в областях, важнейших для нашего государства. Нам как воздух нужны учителя, которые бы научили учителей.

 

Источник: Российская газета

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*