Болонскую систему хотят сделать добровольной

28.06.2022 142

Вузам хотят дать право самостоятельно выбирать между специалитетом и бакалавриатом. А также собираются изменить правила приема, чтобы студент, окончив бакалавриат, мог пойти учиться в магистратуру только по той же или смежной специальности, а не идти на исторический факультет после ветеринарного. Еще одно предложение — лицензировать программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, чтобы этим не могла заниматься любая коммерческая компания, выигравшая конкурс за счет понижения цены. Кроме того, оценивать диссертации на плагиат предложили Российской академии наук. О таких инициативах рассказали депутаты и эксперты в пресс-центре «Парламентской газеты» 27 июня, которая прошла по итогам парламентских слушаний в Госдуме по вопросам развития системы высшего образования в России.

Хороша по своему выбору

Когда в начале 90-х годов Россия решила включиться в Болонский процесс, используя ее систему бакалавриата и магистратуры, в этом не было ничего плохого, считает первый зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин (КПРФ). Тогда 90 процентов вузов готовили специалистов, а 10 — бакалавров и магистрантов. В 2017 году приняли закон, как его назвал депутат, «о принудительной бакалавризации». В итоге соотношение поменялось в обратную сторону, а половина успешных студентов ведущих вузов смогли и стали уезжать за рубеж. Поэтому депутаты разработали законопроект, который предлагает вернуть былую концепцию — разрешить вузам использовать Болонскую систему по своему усмотрению. Это позволит снять беспокойство некоторых вузов, например, РУДН, которым удобнее готовить по такому принципу иностранных студентов, считает Смолин.

Но в целом, чтобы повысить качество образования, надо изменить соотношение подготовки в пользу специалитета, убежден он.

«Я разговаривал с ректором Омского технического университета, и он сказал: «Раньше мы готовили специалиста как будущего конструктора, а бакалавр готовится как будущий пользователь чужими конструкциями», — рассказал депутат.

Нужны разные формы, согласился ректор Российского государственного гуманитарного университета Александр Безбородов. Он рассказал, что студенты его вуза, которые едут за границу по программе двойного диплома, почти всегда возвращаются доучиваться в Россию. Но без специалитета в гуманитарной сфере приходится плохо. В первую очередь он необходим в историческом образовании — в последние годы не хватает преподавателей по истории, отметил он.

Выбрать форму — это далеко не самая насущная проблема. Если уж использовать бакалавриат и специалитет, то только в связке, считают депутаты. Сейчас можно пойти в магистратуру не по тому профилю, который студент освоил по программе бакалавриата. По мнению Смолина, надо прекратить такую практику. Он предложил взять пример с МГУ. «Там давно предусмотрели интегрированные программы бакалавриата и магистратуры — невозможно, чтобы бакалавр ветеринарии стал магистром по истории. Это безумие. И это я из жизни беру пример», — сказал парламентарий.

Чтобы избежать подобного, можно изменить правила приема в вузы, считает член Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Ольга Пилипенко («Единая Россия»). «Тогда контрольные цифры выделяли бы сразу на шесть лет. И человеку давалась бы гарантия, что он будет учиться по тому же направлению, когда окончит бакалавриат», — считает она.

Это не значит, что студенту придется учиться именно по тому же профилю — он мог бы выбрать из укрупненной группы смежных специальностей. Не исключает это и использование специалитета. Депутат поддержала коллегу в том, что выбирать должен вуз. Но в любом случае важно сделать упор на практику, когда студент проводит на предприятии или в организации не две недели, а несколько месяцев считает Пилипенко.  

Безусловно, необходимо упорядочить то, что происходит в системе образования, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин («Справедливая Россия — За правду»).

«Здесь сидят ректоры хороших вузов, но вузы бывают разные. И все мы сталкиваемся с людьми, которые оканчивали магистратуру, и не знали ничего. Если он получил образование хуже ПТУ, какая разница, что у него в дипломе написано?» — сказал депутат.

По его словам, на уровень образования не лучшим образом влияет множество причин: дефицит кадров, связанный в том числе с недостаточной оплатой труда, «килотонны бессмысленных бумаг», которые приходится заполнять преподавателям.  Есть и практика, когда вуз заявляет, что занятия будет вести профессор с мировым именем, но студенты видят его один раз, а остальное время лекции читают его ассистенты.

Лицензии и льготные кредиты

На парламентских слушаниях спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил Минобрнауки взять под госконтроль вопросы аттестации, повышения квалификации, сделав это на базе лучших российских вузов.

Сейчас практически любая коммерческая структура может назвать себя образовательным центром и выиграть конкурс на переподготовку за счет понижения цены, пояснила Пилипенко. Не факт, что она даст достойное образование — она может, например, пригласить преподавателей с низкой квалификацией или вообще не провести часть занятий.

«Поэтому дополнительные образовательные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации должны лицензироваться, и надо законодательно это внести», — считает парламентарий.

Кроме того, депутаты подготовили законопроект, который позволит специалистам брать льготные образовательные кредиты на переподготовку и повышение квалификации. Сейчас он находится  на согласовании в Правительстве.   

Вузы сейчас живут во многом за счет дополнительных образовательных программ, сказал Александр Безбородов. Это один из показателей эффективности работы кафедры или факультета, а специалисты, получая дополнительное образование, укрепляются на рынке труда. Поэтому, по его мнению, не помешают и льготные кредиты, и лицензирование — это сделает систему еще эффективнее.

Не обвинять во всех грехах

Ученые сталкиваются с тем, что сейчас очень легко лишить специалиста ученой степени, рассказала руководитель Всероссийского научно-исследовательского института организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве Елена Семенова.

«Сейчас в Высшей аттестационной комиссии на рассмотрении лежат 800 дел о дисквалификации. То есть, условно говоря, два-три вуза останутся без преподавателей», — сказала она.

Эксперт сообщила, как система работает сейчас: если поступает жалоба, например, на плагиат в диссертации, ВАК направляет ее в другой диссертационный совет — не тот, который присвоил ученую степень. А там могут отстраниться от вопроса, побоявшись, что поступят замечания уже к самому совету, и его закроют, либо начнется «обливание помоями тех, кто выступит в защиту» диссертации, попавшей под подозрение, сказала эксперт. А претензии бывают такие: «Пять аспирантов работают на одной экспериментальной установке в разных направлениях. В результате описания экспериментальной установки в нескольких работах объявляются плагиатом. Чьи авторские права нарушены?» — отметила Семенова.

По мнению эксперта, процедура пересмотра диссертации должна остаться, но тогда нужно доказать, что произошло именно нарушение авторских прав.

Член Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Новичков («Справедливая Россия — За правду») предложил дать право проверять диссертации Российской академии наук.

«Я готов внести поправки в закон о статусе РАН, чтобы она проводила оценку на плагиат, оценку с точки зрения научного цитирования и вообще оценку с точки зрения кадров научной школы. Тогда бы мы ушли от обвинения ученых во всех смертных греках», — сказал он. При этом не будет конфликта интересов, так как РАН сама не присваивает научные степени.

Источник: Парламентская газета

Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*