В детском лагере «Дружба» завершилась первая региональная профильная смена РГО «Мир открытий»

16.06.2022 270

13 июня завершила работу первая региональная профильная смена Русского географического общества «Мир открытий». Профильная географическая смена в Свердловской области состоялась в четвертый раз. В этом году смена стала частью федерального проекта «Мир открытий», который реализуется на базе Всероссийских детских центров «Артек», «Океан», «Орленок» и «Смена». Географическая смена в Свердловской области — первая, пилотная региональная смена проекта. Концепция смены была посвящена уральскому писателю Дмитрию Наркисовичу Мамину-Сибиряку, с творчеством и биографией которого были связаны все мероприятия.

4 июня в загородный оздоровительный лагерь «Дружба» в Белоярском районе приехали 84 школьника из Екатеринбурга, Серова, Краснотурьинска, Сухого Лога, Каменск-Уральского, Первоуральска и городов и поселков Свердловской области. Это победители конкурсов Большого географического фестиваля «Моя Земля — 2022» и те, кто интересуется географией, принимает участие в конкурсах и олимпиадах.

Фото - uspu.ru

Главная цель профильной смены, которую ставили перед собой организаторы смены — формирование и развитие географической культуры школьников.

— Мы разработали методическую систему формирования географической культуры в условиях детского лагеря, — отметила руководитель региональной профильной смены «Мир открытий» в Свердловской области, заведующая кафедрой географии, методики географического образования и туризма УрГПУ Ольга Гурьевских. — В школе на изучение географии традиционно выделяется ограниченное количество часов, не хватает времени на изучение географии своей местности, не применяются полевые методы, недостаточно эффективна профориентационная деятельность. Дети не владеют полной информацией о профессиональных и личных горизонтах, которые им может открыть география. К нам приезжают ребята, интересующиеся географией и наша задача – создать образовательную среду, позволяющую в условиях загородного лагеря, в досуговом формате с применением современных технологий географического образования вовлечь каждого участника географических открытий. Важно, что у ребят была возможность принять участие в мастер-классах на природе, увидеть то, чего не увидишь в школьной аудитории. Мы постарались помочь ребятам в формировании научной и эмоционально-образной картины мира, языка географии.

В лагере ребят поделили на три отряда. Вожатыми работали студенты 3 курса ИЕФКиТ, обучающиеся по профилю «География и История», которые проходили научно-исследовательскую практику. На смене работали ученые, лучшие учителя Свердловской области, представители сферы бизнеса, известные путешественники и писатели.

Фото - uspu.ru

В первый день смены прошло сразу несколько мероприятий всероссийского проекта РГО «Ночь Географии».

— Чтобы дети познакомились друг с другом, с педагогами и вожатыми, детям предложили поделиться на команды, которые были названы именами великих ученых, мореплавателей, путешественников, — рассказала Ольга Гурьевских. — На вводной форсайт-сессии ребята попробовали спроектировать смену и высказать свои ожидания от пребывания в лагере - они разработали кодекс правил смены, могли внести поправки в то, что запланировали педагоги, предложить что-то своё.

Также в рамках «Ночи географии» прошел интеллектуальный квест «Родные зеленые горы», посвященный году Д.Н. Мамина-Сибиряка в Свердловской области.

— Во время квеста участникам удалось разгадать личность певца Урала Д.Н. Мамина-Сибиряка. Всю смену мы знакомились с произведениями знаменитого уральского писателя, все — организаторы смены, педагоги, дети и даже их родители — записывали видео с чтением любимых отрывков для проекта «Читаем Д.Н.Мамина-Сибиряка вместе». А еще ребята встретились с выдающимся знатоком и исследователем жизни и творчества Дмитрия Мамина писателем Натальей Паэгле, которой задали множество вопросов, — рассказала Ольга Юрьевна.

Участников смены ждали увлекательные экскурсии, мастер-классы, полевые практикумы, нетворкинги и форсайт-сессии. Каждый школьник получил Дневник первооткрывателя, в который ежедневно дети записывали свои впечатления и небольшие открытия, куда можно было собрать автографы известных спикеров и контакты своих новых друзей. В конце смены прошел конкурс дневников для тех, кто хотел поделиться своим творчеством и наблюдениями. Эти дневники, а также фирменные футболки РГО остались ребятам на память о смене.

Ребята смогли посетить лекции-беседы с элементами игры «Растительность и экология», экскурсии «Ландшафтный дизайн — образ территории», «Образ растительности в произведениях Мамина-Сибиряка», поучаствовать в групповой игре с элементами ориентирования и топографии «Охота за сокровищами или 360 — на ладони», деловых играх по туризму, в Географической Мозгобойне, освоить элементарные приемы составления географических карт с помощь ГИС-технологий, освоить приемы обработки и управления географической информацией. Активно применялись на смене и традиционные методы географии и туризма – дети освоили технику вязания узлов и азы туристкой подготовки, простейшие картометрические определения по картам и ориентирование на местности. Прошли встречи с интересными людьми — путешественниками, писателями, учеными. Ребят очень заинтересовала встреча с исследователями восточно-уральского радиоактивного следа после аварии на «Маяке», на которой их научили измерять уровень радиации. С рассказом о собственной экспедиции на Северную Землю выступила мастер спорта по туризму Наталия Скок.

Организаторы увидели заинтересованность школьников не только новыми технологиями, но и традиционными сферами географии, на изучении которых не хватает времени на уроках.

Фото - uspu.ru

— Дети интересуются картографией, хотят научиться читать карту. Их интересуют проблемы охраны природы и заповедного дела, — отметила Ольга Юрьевна. — Смена «Мир открытий» позволила ребятам найти ответы на многие вопросы, связанные с географией и смежными науками. Разработанная нами методическая система формирования географической культуры школьников обеспечит высокие образовательные результаты — в этом не может быть сомнений.

В конце смены прошла еще одна форсайт-сессия, на которой были подведены итоги профильной смены, были определены критерии выбора лучшего участника смены и ребятами были выбраны победители. Участники обсудили позитивные и негативные моменты, оставшиеся в памяти, и сами дети смогли принять участие в проектировании будущей географической смены «Мир открытий»

Общим проектом участников смены стала разработка краеведческой олимпиады «Мир открытий. Урал». По результатам занятий ежедневно проходил конкурс лучших вопросов олимпиады, отвечая на которые можно узнать все особенности нашего региона.

— Десять дней смены — это не так много, но за это время нам удалось развить у ребят познавательный интерес, открыть им глаза на сферу, в которой они могут применить свои способности. Мы уже получили много положительных отзывов и благодарностей от детей и родителей. Эта смена для многих участников только начало жизненного пути, связанного с географией. Очень хочется надеяться, что после такого эмоционального заряда общение детей, студентов и преподавателей продолжится, а наши юные географы будут принимать участие в многочисленных проектах и мероприятиях Русского географического общества, — подвела итог Ольга Гурьевских.

 

Источник: Медиацентр УрГПУ




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*